Таллинская Vabaduse Galerii стала сегодня одним из самых интригующих игроков эстонской арт-сцены. Что причиной: энтузиазм и талант руководителя, искусствоведа и публициста Реэт Варблане? Стечение обстоятельств? Вопрос про случайности сразу снимем с рассмотрения как сугубо риторический. И простым методом исключения получим однозначный ответ. Причина успеха галереи – труд её руководителя, госпожи Варблане. Эту оценку подтвердил наш летний экспресс-опрос. По его итогам, госпожа Варблане была названа «наиболее влиятельным искусствоведом», а некоммерческая галерея Союза художников Vabaduse Galerii «наиболее значимой выставочной площадкой страны».
В календаре-2014 Vabaduse Galerii 17 экспозиций, длящихся примерно по 20 дней. Большинство выставок имеет т.н. гибридное финансирование, когда наряду с поддержкой тех или иных фондов используются средства художника-экспонента. О размерах и пропорциях финансирования не принято громко говорить. И нарушать традицию проект Прииск не намерен: деньги любят тишину. Однако, почему бы пристальнее не приглядеться к наиболее яркой живописной выставке первого полугодия, «Зеленому зеркалу» Аугуста Кюнапуу (1978 г.). Тем паче, что она наряду с познавательной преследовала и коммерческую цель (лишь один из экспонируемых холстов не предлагался на продажу).
Выпускник Эстонской художественной академии А.Кюнапуу выставляется с абитуриентской поры, 1996 г. Недаром его, сына известного в республике архитектора, называли «чудесным дитя» эстонского искусства. В ноябре 2007 г., имея за плечами помимо родной академии и летние курсы Лондонского арт-колледжа Slade, изрядное количество групповых и персональных выставок, Аугуст Кюнапуу был удостоен престижной ежегодной национальной Премии им.Конрада Мяги (живописец, 1989-1925 гг.). В локальной искусствоведческой среде о Кюнапуу говорят часто и много, особо отмечая гротеск и мягкий юмор в его оригинальных для Эстонии попытках синтеза элементов британского нео-поп-арта и европейского постнаива.
Осязаемое оком воплощение вышеупомянутого синтеза наглядно продемонстрировало «Зелёное зеркало», июньско-июльская выставка Кюнапуу в Vabaduse Galerii. 10 акриловых холстов 2012-2014 гг., оцененные художником от €1200 («Человек с жёлтым веслом», 2013 г., 120х150 см., акрил, х.) до €3000 («Девушка с зелёным зеркалом», 2014 г., 190х140 см., акрил, х.) - наполнили камерное пространство галереи причудливой игрой смыслов, скрытой за нарочито инфантильными плоскостями и персонажами. На входе зрителя встречала единственная непродающаяся картина экспозиции – «Автобус-столовая совхоза Аллавере Харьюского района» (2013 г., 18х24 см., акрил. х.), на которой, разумеется, изображен желтый автобус-столовая и счастливые люди. (Совершенно барочный подход к жанру наива!) Картина не продавалась, т.к. была подарена художником своему сыну.
«Кюнапуу один из самых интересных современных художников Эстонии. В его творчестве прослеживается много влияний и поддерживающих параллелей, - отметила Р.Варблане в эксклюзивном комментарии. – Видите, ручное зеленое зеркало в руке героини ничего не отражает! Почему? Зная насыщенную творческую биографию художника, можно идти по этой тропе от загадки к загадке. Кюнапуу самим размещением своих работ, специально лишенных рам, сделал пространство нашей галереи чем-то вроде паспарту для своей живописи, для своего мифа».
Знакомства с открытиями и загадками Кюнапуу, стартовавшие 26 июня, завершилась 17 июля. Реэт Варблане провела еще одну экспозицию, которая (при любых мнениях) заставила говорить о себе, открывая живую грань искусства сегодняшней Эстонии. Хотя летний сезон неизбежно приносит снижение количества зрителей (галерея не музей, куда проложены комфортные тропы от трапов круизных лайнеров), выставку посетила примерно одна тысяча зрителей, и… И состоялась одна продажа! «Человек с жёлтым веслом» приплыл к новому владельцу: холст был куплен художником Кайдо Оле (1963 г.), академическим наставником Кюнапуу. Цена покупки отличалась от заявленых €1200. Разумеется, не в сторону повышения.
О.С
На снимке: А.Кюнапуу, «Мужчина с жёлтым веслом», 2013 г., 120х150 см., акрил, х.