18 января 2017 года. В шесть часов вечера в возрасте 89 лет скончался почётный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин (1927-2017).
Даниэль Энтин родился 30 апреля 1927 года в нью-йоркском Бруклине в семье выходцев из Украины. («У меня было обыкновенное нормальное детство, что бы это ни значило…» - скажет он в одном из интервью). Позднее были учёба в Бруклинском колледже, служба на морском флоте, профессиональное занятие фотографией. «Моя юность прошла в музее современного искусства Нью-Йорка, мне нравились такие мастера, как Пикассо, Матисс и другие творцы, это было время, когда восходили многие современные потрясающие художники», - вспоминал Энтин.
В нью-йоркский Музей Рериха Энтин впервые пришел как обыкновенный посетитель. В то время (1970) он работал фотографом. И был членом суфийского ордена и учился у суфиев. А музею как раз был нужен фотограф, и они попросили сделать снимки некоторых картин. И с того дня Даниэль почти 14 лет регулярно приходил в музей, чтобы помогать, чем мог. В 1983 году в возрасте 56 лет Энтин принял должность исполнительного директора (согласно последней воли первого директора музея Зинаиды Григорьевны Фосдик). «Волны моря жизни принесли меня на этот берег», - как-то не без иронии пояснил он свой директорский пост в ходе нашего разговора в кулуарах крымского философского съезда 1990 года.
33 года, вплоть до выхода на пенсию в 2016 году, Энтин являлся исполнительным директором нью-йоркского музея имени Н.К.Рериха. Вроде бы, не самого большого из музеев «Большого Яблока» (всего 20 тыс. посетителей в год), вроде бы, без претензий, по словам самого Энтина, на место в музейном мэйнстриме. Но музея как нельзя лучше соответствующего русской поговорке - «мал золотник, да дорог». Дело, говорил Даниэль, не в количестве экспонатов, а в их качестве.
Музей имени Николая Рериха. Нью-Йорк (Site of Nicholas Roerich Museum. New York).
Согласно пожеланию Николая Рериха, вход в музей – свободный («…он хотел, чтобы его работы могли увидеть самые разные люди, в том числе - и со скромным достатком», - говорил Энтин). Как некоммерческая организация музей имеет налоговые льготы, и в силу этого обязан соблюдать принцип общедоступности своих фондов. Поэтому, музейные мероприятия, включая концерты, также бесплатны. Без fundraising’а (сбора пожертвований) не обойтись. Музей имеет поддержку траста, специально созданного одним из членов Совета попечителей. Дополнительным источником финансирования выступают добровольные пожертвования посетителей, средства от продажи книг, репродукций, открыток.
Музей существует в реальном мире со всеми особенностями последнего. Так, в 2009 году две картины музея были украдены. Но их удалось вернуть очень быстро (полиция в Нью-Йорке не зря есть свой хлеб). По счастью, вспоминал Энтин, экспонаты украли не профессиональные охотники за произведениями искусства, а те, кого называют магазинными воришками. Разумеется, система безопасности музея после такого случая была улучшена и по сей день сбоев в её работе нет.
За годы управления Энтина коллекция живописи и графики Николая Рериха увеличилась на десятки произведений, постоянная экспозиция расширилась на ещё один зал. Приведён в порядок архивный фонд. Осуществлена системная реставрация и консервация нескольких сот работ Николая и Святослава Рерихов. Экспонаты из собрания музея впервые стали покидать территорию США для участия в знаковых выставках. В музее проводятся концерты, поэтические чтения, и создан профессиональный хоровой коллектив. Зарекомендовал себя музей и на глобальной арт-площадке…
Н.Рерих. «Мадонна Орифламма» (1932 г., х., темпера. РМ, Нью-Йорк)
18 января ушел из жизни удивительный и незаменимый человек, мудрый хранитель Культуры. В это трудно поверить, трудно представить Музей Рериха без и вне Даниэля. «Утрата его невосполнима, и коллектив Музея выражает самые глубокие соболезнования всем, кто знал этого замечательного человека. Благодарная память о нём навсегда остаётся с нами,» - что добавить к этим словам сотрудников нью-йоркского Музея имени Рериха? Разве что вспомнить слова Хранителя: «…мир не состоит только из белого и черного, в нем много оттенков. Настоящий мыслитель, настоящий ученый не может придерживаться какой-то догмы, одного представления, и должен иметь способность вместить, принять разные противоречивые, на первый взгляд, факты, и выводить свои заключения на четко проверенных точных фактах».
Олег Серебряков (текст и фото)
Site of Nicholas Roerich Museum. New York (иллюстрации)
На иллюстрации: Даниэль Энтин (1927-2017). Site of Nicholas Roerich Museum. New York