13 мая 1966 года в свет выходит сингл Paint it Black («Нарисуй это чёрным») легендарных The Rolling Stones.
В 2017 году Paint it Black становится названием проекта эстонского скульптора-концептуалиста Арта Аллмяги (1983), прошедшего в привечающей художника таллинской Draakoni galerii. По большому счету, обыгрывание названий хитов западного рока стало трендом в среде местных актуальных художников, но Аллмяги, пожалуй, первый, кто придал лирической рок-композиции о чувствах к девушке, которая «My love» и «…will laugh with me before the mornin' comes» (то бишь, моя любовь, что будет смеяться со мной до утра) политическое звучание.
29 сентября в Тартуском художественном музее Tartmus стартовала вторая часть проекта «вдохновленного российской политикой» Аллмяги Paint it Black II. Чёрные фигуры в узнаваемой парадной форме современной российской армии изображают сцену воинских похорон, одни несут чёрный гроб, другие готовятся к траурному салюту. I wanna see it painted, painted black, пели роллинги – и Аллмяги (ну, если охота была вокалисту The Rolling Stones Мику Джаггеру все видеть покрашенным в чёрное) прилежно покрасил, удачно используя особенности музейных помещений, проведя скульптурную инсталляцию через анфиладу первого этажа. Такой вот местный извод классики мировой культуры.
Фрагмент инсталляции А.Аллмяги (1983) Paint it Black II.
Аллмяги оттолкнулся от российского закона 2015 года, относящего к государственной тайне сведения о потерях среди военнослужащих в ходе проведения спецопераций в мирное время (ранее засекречивались данные о потерях среди военнослужащих только во время военных действий). Попытки принести правду приравниваются к нарушению интересов государства и могут быть наказаны, комментируют организаторы, делая глубокий вывод, что «тайна создает паранойю, а паранойя превращается в теории заговора».
Пафосный проект Paint it Black II в Тартуском художественном музее является продолжением предыдущих выставок Арта Аллмяги Cold War в Draakoni galerii (2014) и в Эстонском музее современного искусства (2016) и Paint it Black в Draakoni galerii (2017). Выставку Аллмяги в Тартуском художественном музее помогала создавать команда в 15 человек. К выставке выпущен обильно иллюстрированный каталог с обзором этих четырех «российских» проектов Аллмяги, содержащий интервью с художником.
Куратором проекта Paint it Black II, профинансированного национальным фондом Капитал культуры (Cultural Endowment of Estonia), выступила Йоанна Хоффманн, штатный куратор современного искусства в Tartmus’е.
Ну, а то, что целый музейный этаж до 14 января года грядущего примерил на себя роль кладбища, по замечанию одного из посетителей, наверное, пустяки и дело житейское: а la guerre comme а la guerre (на войне как на войне). Тартускому художественному музею Tartmus* к эпатажу не привыкать.
К.-С-ий (текст)
Иллюстрации по фотографиям Tartmus.
На иллюстрации: фрагмент инсталляции А.Аллмяги (1983) Paint it Black II.
*) - Выставка Tartmus’а 2015 года «Моя Польша. О памяти и забвении» с видеосюжетами польского художника Артура Змиевского, в которых о холокосте повествовалось «с юмором», принесла музею мировую, но отнюдь не добрую известность.