Как говорит всеведущая Википедия, «Время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменений». Но теперь мы смело можем добавить к этому, что Время – стержень и главный герой выставки Василия Бертельса «Алхимия. От железа к золоту» (14.07. - 14.08.2016).
Целью алхимиков во всех культурах являлось и является осуществление качественных изменений внутри объекта, его «перерождение» и переход «на новый уровень». Алхимию, занимающуюся получением золота, принято называть внешней алхимией. Внутренней алхимией считают трансмутацию человеческого духа. Оба смысла неразрывно переплетены в ткани первой зарубежной персональной выставки Бертельса.
В.Бертельс. Железный человек. (1993, оргалит, масло, 106х132). Работа с выставки «Алхимия. От железа к золоту».
Формально, вторая совместная акция проекта Прииск и витражной галереи-мастерской Domini Canes представит обзорную экспозицию петербуржца Василия Бертельса. Но презентация многопланового (даже сугубо в жанровом понимании) творчества последних десятилетий далеко не самоцель выставки. По обыкновению русских художников, Василий замахивается куда на большее. Если образно, сами технически безупречные работы «Алхимии» становятся кубиками для игры, для выстраивания отнюдь не умозрительной мозаичной реальности, чья главная особенность – перемены.
В.Бертельс. Бронзовый человек. (2001, оргалит, масло, 106х132). Работа с выставки «Алхимия. От железа к золоту».
Работы Бертельса выгодно выделяет мировоззренческая цельность. Ведическое представление о Вселенной-Яйце*, одновременно пребывающей во Времени и выражающей Его, обретёт образную плоть на кладке средневековой стены. Ведь русское слово «Время» по звучанию сближается с индоевропейской основой "wertmen" и санскритским "vartman", ("vart"- вращение, "маn"- человек, его "Я"). Выставка «Алхимия» вполне соответствует такому пониманию.
Время и жизнь – вечные спутники. Визуально осязаемый образ Времени в «Алхимии» сложится из еженедельно обновляемых рисунков, живописных листов, полотен и объектов, «остановивших мгновение»: от «Железного человека» к «поклонению золотому тельцу». Музыкальный концерт Валентины Гончаровой как бы подключит к волшебной реторте «Алхимии» международный музыкальный фестиваль Alion Baltic. Ежедневно прямо на выставке художник будет создавать некий рисунок, подобно алхимику выпаривая из своих размышлений и мимолетных настроений квинтэссенцию бытия, свой философский камень…
В.Бертельс. Золотой человек (2000, оргалит, масло, 106х132). Работа с выставки «Алхимия. От железа к золоту».
Но, может быть, это Само неподвластное никому Время будет играть с Бертельсом и его зрителями, наслаждаться вкусом живого искусства в камерном пространстве Domini Canes?
В.Бертельс. Автопортрет. (1994, картон, масло, 57х46). Работа с выставки «Алхимия. От железа к золоту».
Олег Серебряков
На иллюстрации: В.Бертельс. Сусанна и старцы (2011)
*) - Вселенная имеет форму яйца, она полая внутри и покрыта семью оболочками снаружи. Внутри Вселенной расположены друг над другом четырнадцать планетных систем. Вселенная многомерна, планеты в ней существуют в 64 измерениях пространства и времени. В пространстве Земли существуют параллельные миры, которые невидимы для нас, поскольку они находятся в других измерениях. Если взять вертикальный срез Вселенной, то стебель лотоса представляет собой вертикальную ось вселенной или её хребет.