События подобного масштаба сравнимо с астрономическим Парадом планет или вспышкой Сверхновой звезды. И это не преувеличение. 26 октября в Государственном музее народов Востока (Москва) откроется выставка «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры». Триптих художника («Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск») впервые воссоединится в России. Впервые Музей Николая Рериха в Нью-Йорке согласился выдать работы из своей коллекции на внешнюю выставку.
Поводом к проведению выставки в Государственном музее народов Востока послужило 80-летие Пакта Рериха, первого в международной практике договора о защите культурных ценностей. Подписанию Пакта предшествовала большая работа, в том числе проведение нескольких международных конференций, к одной из которых в 1932 г. Николай Рерих написал знаковый триптих.
В центре триптиха программная картина «Мадонна Орифламма» («Владычица Червонно-Пламенная», как называл ее сам художник). Она предстанет в обрамлении образов Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Две картины («Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск») будут привезены из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, третью («Святой Сергий») предоставит Государственная Третьяковская галерея. (В 1937 году картину «Святой Сергий» (левая часть триптиха) в числе других художник передал Русскому историко-культурному музею в Праге. В 1949 году директор пражского музея Булгаков передал её в числе других 15 полотен Рериха в Москву. Но только через пятьдесят лет картина была поднята из запасников Третьяковской картинной галереи и выставлена для всеобщего обозрения).
Идею выставки, представляющей воссоединенный триптих, предложили Тигран Мкртычев (заместитель по научной работе директора Государственного музея народов Востока) и Дмитрий Попов (куратор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке). Проект получил поддержку Советника Министра культуры РФ Кирилла Рыбака. Страхование работ на выставку «Николай Рерих. Знамя Мира – Знамя Культуры» осуществляли российские компании. Государственный музей народов Востока признателен Благотворительному фонду поддержки социальных программ "ИФД КапиталЪ" за предоставленную помощь в организации выставки.
По словам Т.Мкртычева, единственным препятствием к проведению выставки с американской стороны могло стать то, что Музей Николая Рериха в Нью-Йорке до этого дня никогда не выдавал работы из своей коллекции на внешние выставки. «Совет директоров Музея Николая Рериха в Нью-Йорке - орган, который принимает решение, - подчеркнул Т.Мкртычев в эксклюзивном комментарии «Прииску», - поддержал эту идею». Однако, речь о показе триптиха на каких-либо иных (кроме ГМНВ) экспозиционных площадках России не идёт.
Т.Мкртычев с оптимизмом смотрит в будущее, на дальнейшие перспективы между музейного сотрудничества в сфере популяризации творческого наследия Николая Рериха: «Перспективы безграничны. Мы подошли к тому моменту, когда мы начали воспринимать творческое наследие Н.К. Рериха целостно, без деления на музеи и страны. И этот подход открывает перед нами перспективы создания больших тематических выставочных проектов, в которые будут вовлечены разные музеи разных стран».
О.С.
На иллюстрации: Н.Рерих (1874 -1947 гг.) Триптих («Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск», 1932 г.).