Итоги недавних «русских» торгов однозначно подтвердили тенденцию, проявленную на первой части июньского Christie’s: русское искусство пользуется стабильно растущим спросом. Топ-лоты аукционов находят своих покупателей после напряженной борьбы. Даже аукционные дома «не из первой пятерки» реализуют более половины предложенных к торгам лотов. Для арт-дилеров Прибалтики всё это сулит перспективную бизнес-нишу, ради которой стоит пересмотреть некоторые стереотипы и активнее работать на русском информационном поле.
10 июня 2014 года в ЦДХ прошли торги Московского аукционного дома Кабинетъ . Правда, не принеся сенсаций, но вряд ли вызвав разочарование. Из 149 лотов было продано 77. Практически ни одна продажная цена не превысила верхний эстимейт, что говорит об адекватном спросу взгляде экспертов аукционного дома. Объявленный топ-лотом холст Л.Д.Гудиашвили «Красавица…» не стал камнем преткновения в ЦДХ и был продан за 3.200.000 рублей, на 200.000 рублей превысив нижний эстимейт. Акцентированный нами Кёлер (авторская реплика «Портрета Горчакова…») продан не был. Уровень востребованности художника в Москве, как показала жизнь, несколько отличается от уровня в Эстонии. Если судить по продаже работы Н.К.Рериха («Утро. Карельская сюита», 1917 г., масло на фанере, 32.3х40) по нижнему эстимейту за 3.500.00 рублей, то московские продажи оказываются ближе по характеру и тенденциям к Лондону и его мэйнстриму, чем к прибалтийским арт-центрам. Тот или иной географический сегмент арт-рынка неизбежно несет отпечаток политических и культурных особенностей включенной в арт-сферу элиты. Что при разумном подходе может стимулировать дилерский азарт.
Сравнительная скромность итогов московских торгов может объясняться и тем, что главные игроки русского рынка все свое внимание сконцентрировали на Лондоне. 4 июня там прошли торги аукционного дома Bonhams, принесших общую прибыль в размере £6.200.000. Основанный в 1793 году Bonhams на сегодня является арт-аукционом №3 в мире, к тому же превосходя всех по количеству ежегодных торгов. Нынешний вид Bonhams приобрел в 2001 году, благодаря слиянию двух аукционных домов. Подводя итоги, госпожа Софи Лоу, руководитель отдела русского искусства Bonhams, прежде всего говорит о «стабильно высоком спросе» на русское искусство, предлагаемое «с безупречным провенансом со стороны частных коллекционеров». Она отметила, что «покупатели готовы приобретать вещи, стоимость которых двукратно и даже троекратно превышает первоначальные оценки».
Среди продаж июньского Bonhams нельзя не назвать «Двухмачтовое судно в открытом море» Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900 гг.). При эстимейте £70.000- £90.000 работа была продана по телефону за £158.000. Но список самых дорогих лотов возглавили произведения Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.) и мастерской Фаберже. На русских торгах Bonhams 5 июня 2013 года картину Рериха «Труды Богоматери» продали за £7.900.000, установив рекорд стоимости работы художника. В этот раз ранний холст Николая Константиновича «Дымы мира» (1917-1918 гг.) , считающийся значимым для восстановления малоизвестных страниц творчества художника-мыслителя, был продан за £1.326.500. Миниатюрная скульптура мастерской Фаберже «Мещанка» (1913 г., кварцит, оникс, ояпис, яшма, опал) из коллекции петербургского промышленника начала ХХ века Эммануила Нобеля почти вдвое превысила эстимейт, став наиболее дорогой скульптурой подобного типа , - £1.202.500.
3 июня русские торги лидера аукционного мира Sotheby’s закрылись в Лондоне с рекордным результатом продаж в данной категории – £21.400.000, самым высоким с июня 2008 года. Живопись, ДПИ и иконы обретали новых владельцев в упорной борьбе. Покупательская активность быстро развеяла малейшие предпродажные сомнения. «Аппетит на русские шедевры никогда не был так силен», - констатировал многоопытный Фрэнсис Эсквит, руководитель отдела русской живописи Sotheby’s . «Крымский закт» И.К.Айвазовского, выставленный с эстимейтом £70.000-£90.000 был куплен частным коллекционером за £194.000.
Конечно, не все лоты вызывали такую же напряженную борьбу. В рамках отчасти уместного сравнения с вышеупомянутыми московскими торгами стоит отметить продажу частному коллекционеру работы приписываемой Л.Д.Гудиашвили «Мечтатели» за £98.500 (эстимейт £80.000-£120.000). 10 продаж установили аукционные ценовые рекорды художников , порой показав неожиданные совпадения в цифрах. Итоговая сумма £2.098.500 увенчала и продажу гуаши «Голова крестьянина» Казимира Малевича и продажу холста «Дети с зонтами» А.Лентулова (оба лота, кстати, выставлялись с одинаковым эстимейтом £600.000-£800.000).
Дни рождения рекордов отметили работы М.Ларионова, Г.Нисского, И.Айвазовского, В.Степановой, К.Зданевича, А.Экстера, В.Ермилова, К.Коровина. Днем рождения самого аукционного дома №1 - Sotheby’s - считается 11 марта 1744 года. Сезон за сезоном аукционный дом, имеющий 90 представительств в 40 странах, ежегодно проводит 250 аукционов в более чем 70 категориях и обеспечивает беспрецедентные объемы продаж, вдохновляющих аукционистов и арт-дилеров.
Говорят, что художник учится, глядя как работает мастер. Прибалтийским аукционистам и собирателям стоит вдумчивее смотреть на практику виртуозных передовиков арт-рынка.
Ол.С
На иллюстрации: Н.К.Рерих «Дымы мира» (1917-1918 гг.). Иллюстрация аукционного дома Bonhams.