Конечно, дорогие друзья, про любую премию можно снять потрясающий детективный или комедийный, а то и гибридный, где от каждого жанра по чуть-чуть, фильм. Или даже замахнуться на сериал, в котором сезон за сезоном номинанты будут преодолевать козни конкурентов и бороться с неизбежными неприятностями и трудностями, подобно герою «Страны невыученных уроков» Виктору Перестукину! Стремиться к победе, как герои Джека Леммона и Тони Кёртиса в «Больших гонках»! На радость господину зрителю. Художественные премии любой страны, будь то премии государственные, общественные и частные, уверяю, благодатнейшая почва для производства таких сюжетов. А если говорить серьёзно, премии всякие нужны, премии всякие важны, когда есть бюджет и выбор.
Не жаловалась и не жалуется на отсутствие выбора финская Ars Fennica Award – арт-премия художественного фонда Энны и Пертти Ниемистё, основанного в 1990 году. Фонд создали супруги Ниемистё (увы, скончавшиеся к сегодняшнему дню) с похвальной целью продвижения национального искусства на международной арт-сцене, поощрения творчества и уважения к искусству. Состоятельная чета финских предпринимателей Ниемистё также была известна в регионе своей коллекцией искусства: произведения «Золотого века искусства Финляндии», европейских модернистов, русских авангардистов, классиков и неформалов — согласитесь, это весьма представительно. Отличительной особенностью широспекторного собрания Ниемистё считается подборка скульптурных произведений (в 1995 году бОльшая часть этого собрания передана на хранение в Hämeenlinna Art Museum).
Раз в два года Фонд присуждает «в знак признания индивидуальной художественной работы выдающегося качества» самую значительную премию Финляндии в области изобразительного искусства (€50 тыс.). Назначенная Фондом наградная комиссия номинирует кандидатов, а также выбирает международного искусствоведа, кто позднее определит победителя. За годы существования Ars Fennica Award её номинантами становились художники Финляндии, Северной Европы, Прибалтики и Санкт-Петербурга. Экспозиция работ пятерых номинантов Ars Fennica Award -2023, курируемая госпожей Пией Оксанен, в начале сентября открылась в пространстве финского художественного музея Kiasma и продлится до 28 января 2024 года. Отрадно, что посетители выставки также могут выбрать своего фаворита: на финисаже показа счастливцу (или скорее счастливице) вручат приз зрительских симпатий. А победителя, кому достанется главный приз, 22 ноября объявит эксперт премии госпожа Энн Барлоу, директор галереи Tate St Ives.
Номинантами этого года стали представители страны Суоми Хенни Альфтан и Туомас А. Лайтинен, Лэп-Си Лэм из Швеции, Камилла Нормент из Норвегии и Эмилия Шкарнулите из Литвы. Как номинантов, так и эксперта отобрала комиссия под председательством госпожи Леэны Ниемистё, вице-председателя Фонда. За спиной эксперта премии госпожи Энн Барлоу звание Director of Art in General в Нью-Йорке, кураторство New Museum Нью-Йорка и музея Глазго. Она была куратором V-ой Бухарестской биеннале, сокуратором Латвийского павильона на 55-й Венецианской биеннале и курировала Samdani Art Award на Арт-саммите в Дакке в 2023 году (Бангладеш). Также она входила в отборочные комиссию и жюри Британского павильона 58-й Венецианской биеннале.
Номинированные художники творят в самых разных техниках, так или иначе затрагивая актуальную глобальную проблематику. Живущая в Париже уроженка Хельсинки Хенни Альфтан (1979) сочетает знакомое с незнакомым, выписывая повседневность (интерьеры, пейзажи, личные вещи), как бы приглашая зрителя находить нечто сокрытое в созданных ею образах. Не обижена художница и персональными выставками. Её работы находятся в музейных и галерейных коллекциях США, Европы и Австралии.
Житель Хельсинки Туомас А. Лайтинен (1976) работает с движущимися изображениями, звуком, светом, стеклом, не обходит вниманием и химические и микробиологические процессы и алгоритмы. В своей практике Лайтинен исследует вопросы сосуществование разных видов, он создаёт инсталляции и ситуации, подчеркивающие взаимосвязь между языком, телом и материей меняющихся экосистем.Его проекты показывались на Сиднейской биеннале (2018 г.), Бухарестской биеннале (2016 г.), Биеннале Screen City (2019 г.), Хельсинкской биеннале (2021 г.), Сеульской биеннале Mediacity (2018 г.), а также в галереях и музеяхЛос Анжелеса, Нью-Йорка, Сеула, Роттердама и, разумеется, Хельсинки.
Пространство Туомаса А. Лайтинена
Склонная к аллюзиям и визуальной транскрипции внутреннего диалога стокгольмичанка Лэп-Си Лэм (1990) не так давно блистала на экспозиционных площадках Германии и США. Свойственное ей обыгрывание «примет времени и места» особо выразилось в серии работ 2010-х годов, поры банкротства или смены владельцев многих китайских ресторанов в Швеции, в число которых угодил ресторан, управляемый родителями художницы. Лэп-Си 3D-сканировала большинство из них, чтобы сберечь от забвения их интерьеры.
Родившаяся в Америке Камилла Нормент (1970) творит в норвежском городе Осло. Ее выставки, перформансы и публичные произведения в текущем году были представлены на площадках Германии и Норвегии. Произведения Камиллы это незримая звуковая волна, продвигающаяся сквозь время и материю, подобная неудержимой стихии, волна отражающаяся в социуме, воздействуя на тело, разум.
Литовскую художницу и фильмейкера Эмилию Шкарнулите (1987) вполне можно назвать современной кочевницей. Она представляла Литву на XXII Миланской триеннале и участвовала в Балтийском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале 2018 года, представляла работы на биеннале в Кванджу, триеннале Хени Онстад, Вильнюсской биеннале и Хельсинкской биеннале. Её видео включены в коллекции IFA, Фонда Кадиста и Центра Помпиду, демонстрировались в галерее Serpentine в Лондоне, Центре Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке и на многочисленных кинофестивалях. Творчество Эмилии прежде всего разговор о неспешном и могучем течении времени, визуальное постижение царства чрезвычайно медленных изменений. «Исследуя такие бесспорные проблемы нашей исторической эпохи, как изменение климата, - отмечают искусствоведы, - она пытается взглянуть на них с воображаемой точки зрения будущего археолога или геолога».
Похоже, перед устроителями Ars Fennica Award в 2023 году встал нелёгкий выбор, а перед подлинными поклонниками contemporary art-а в североевропейском изводе предстала натуральная интрига.
Текст: Я.Т. (Хельсинки)
Иллюстрации: Finnish National Gallery, Ars Fennica 2023 Award, архив Прииска
На иллюстрации: Фрагмент работы Эмилии Шкарнулите (Литва)