Африканская тема зазвучала в музейном мире Европы декабря 2018. В пригороде Брюсселя Тервюрене после реконструкции открывается Королевский музей Центральной Африки, в Париже развертывается дискуссия о возвращении в Африку предметов искусства доколониального и колониального периода, а в Москве, в Государственном музее Востока состоялась торжественная передача в дар музею предметов африканского искусства.
3 декабря Музей Востока получил в дар четыре скульптуры начала – первой половины XX века, выполненные мастерами этнической группы догонов (Мали). Подарок сделала Ассоциация бизнесменов и инвесторов «Группа Международного делового сотрудничества». Содействие в благом поступке Ассоциации оказала Комиссия по национально-культурному достоянию и этнокультурному развитию при поддержке МИД РФ. В торжестве приняли участие посол Камеруна в РФ Махамат Паба и президент «Группы Международного делового сотрудничества» Иссама Абу-Исса. Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Петр Куценков рассказал о научно-исследовательской экспедиции в Мали и подчеркнул необходимость изучения культуры и искусства догонов.
Африканские подарки в зале ГМВ.
Но если в Москве радовались пополнению музейной коллекции, в Париже на правительственном уровне ищут законные основания для возвращения в Африку произведений искусства доколониального и колониального периода, находящихся в собраниях французских музеев. Не одними «желтыми жилетами» живёт Франция! Сам президент Макрон выказал желание отдать Бенину 26 предметов! Конечно, это капля в море, ведь, по подсчетам исследователей, 85–90% африканского наследия находится за границей черного континента. На самых высоких этажах Парижа обсуждается намерение возложить доказательство чистоты своих приобретений на владельцев даже тех произведений африканского искусства, что были легально вывезены и куплены в Европе. И на таких вершинах, увы, практически не слышны доводы музейщиков об отсутствии во многих африканских странах элементарных условий для показа и хранения своего искусства.
По мнению директора Королевского музея Центральной Африки Гвидо Гриссельса, политика французских музеев встроена во внешнюю политику Франции, у французских музеев меньше независимости и автономии, чем у других европейских музеев. Хотя и музей, возглавляемый господином Гриссельсом, славный и своей историей, и своей коллекцией, тоже затрагивали политические ветра: под именем Дворец колоний музей был построен в 1897 году, позднее был переименован в Музей Бельгийского Конго, а с началом краха колониального мира обрел нынешнее имя.
Музей Бельгийского Конго (Бельгия)..
В музейной среде не без скрытого беспокойства следят за африканскими новостями из Франции. «Мы готовы обсудить этот вопрос, но на определенных условиях. Например, нужно точно установить, кому именно теперь должны принадлежать эти артефакты. – приводит пресса слова Гвидо Гриссельса. - Также неизвестно, какие из них попали в Бельгию легальным путем, а какие нет. Прежде чем говорить о возвращении ценностей, музеи Африки должны создать условия для их хранения. Мы готовы к переговорам». Казалось бы, о чём беспокоиться москвичам… Однако, если реституция будет развиваться в этом направлении, она рано или поздно затронет и Россию, чьи музеи обладают коллекциями, собранными в ходе покорения Средней Азии и Кавказа.
К. С. (текст).
ГМВ, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Первый заместитель генерального директора ГМВ Татьяна Метакса, г-н Махамат Паба Сале - посол Республики Камерун.