Русская культура – литературоцентрична. Что регулярно подтверждают хорошие концерты, фильмы и выставки. С 18 октября по 6 ноября спешащего в анналы 2016 года в «Свином рыле» прошла выставка «Василий Голубев. Земля вращается вокруг лета». На вроде бы чуждой по дотошному счету территории художник-митёк представил живописные работы, выполненные в традиционной для него и узнаваемой с первого взгляда манере.
В.Голубев на вроде бы чуждой по дотошному счету территории...
«Мягкая экспансия» митьков успешно продолжилась, на этот раз освоив пространство объединения Колдовских художников (более известных как зело неблагозвучные для русского уха «колхуи»). Инициатива выставки за «Свиным рылом» в лице Николая Васильева. Поначалу Голубев (1964) сомневался, стоит ли принимать приглашение, резонно опасаясь оказаться не ко двору ребятушкам далеко не сентиментальным и склонным к политическим излишествам. Однако у «колдовских» ни первое (жёсткость), ни второе не оказались обязательным. К тому же, вспомнил художник, искусствовед Андрей Хлобыстин как-то изволил сказать, что «колдовские» - «…это тоже митьки, но злые». А митёк митьку, как известно…
В.Голубев. "Не хочу быть молодым!" (2016, х.,м.60х50)
Комнаты и коридоры, где буквально намедни резвились мягкие котики да жёсткие старушки Васи Ложкина, Голубев заселил своими персонажами. Узнаваемыми. Чудаковатыми. Добрыми. Живыми. Как бы продолжая – но не буквально - подхваченный Ложкиным (но начатый далеко не им и совсем не вчера) разговор про отзывчивую русскую душу. Герои Голубева как у себя расположились в квартире на шестом этаже питерского дома с проблемным лифтом и проблемной парковкой. То есть, в «Свином рыле».
Кто-то из персонажей картин закурил у окна, до слезы преисполненный впечатлениями от только что увиденного фильма. Троица пацанов, почти убив из граненых стаканов под правильный «Беломор» фабрики имени товарища Урицкого вторую бутылку портвейна, шумно и все сразу выглянули в окно, к девчонкам во дворе. Есть магнитофон (небось с «шизгарой», которая вообще-то Venus Shocking Blue) и нет родителей. «Такую репродукцию вы можете заказать с любой картины экспонируемой на выставке. Цена – 5000 рублей», - галантерейно гласит галерейная приписка под ними. Арбузный август, второе число – чей-то папа выбирает арбуз, а рядышком чья-то, наверное, мама, и формы её округлы да туго зовущи…
Есть магнитофон (небось с «шизгарой», которая вообще-то Venus Shocking Blue) и нет родителей.
...а рядышком чья-то, наверное, мама, и формы её округлы да туго зовущи! В.Голубев. Арбузы. (2016, х.,м.50х60)
Каждая картина Голубева (без особых, кстати, заморочек оценённая галереей в 85 тыс. рублей) это визуальная новелла, что чуть больше рассказа, но скромнее повести. Зрителю надо просто не лениться, включиться, стать ещё одним игроком. Здесь невозможно отделить собственно изображение от вписанного в пространство работы текста (фирменного приёма Василия). Короткая, исчерпывающе ёмкая фраза точно кристаллизируется атмосферой картины. Парк, одинокий зелёновласый синебородый чудик (эдакий петербургский извод французской Синей Бороды) и буковки, как будущие следы выгуливаемой собачки: «Обоснованно грустит. Потому что трансвестит!»
В.Голубев. "Обоснованно грустит. Потому что трансвестит" (2016, х.,м.50х70)
У Голубева по доброй традиции русской иконы и русского лубка текст дружен с рисунком. Что отчасти вызвано вошедшим в поговорку митьковским прагматизмом. «Не надо писать этикетки (на выездных выставках в нечеловеческих условиях это облегчает монтаж ). Не надо отвечать на вопрос: "Что хотел сказать художник?" - тут всё написано. Иногда название несёт основную информацию, а изображение выступает лишь фоном - у нас в России, ведь, вообще "литературная" культура», - поясняет художник.
В.Голубев. "Хороший фильм" (2016, х.,м.50х60).
Приятной неожиданностью можно назвать соседствовавший с живописью малый фарфор Голубева «Русские партизаны в лесу» и «Зима в раю». Традиционные обитатели «Митьковской Вселенной» обретя объем, косолапя шагнули в экспозиционный зал: зайчики-партизанчики плюс Митёк в ангельском звании, лабающий на небесной арфе. Да и задумал Василий эти фигурки как аналог знаменитых Семи слоников («Чтобы стояли в каждой семье») в рамках проекта Императорского фарфорового завода 2004 года «Академия фарфора» для себя самого неожиданно, случайно попав в число участников проекта ИФЗ…
В.Голубев. Фарфоровые митьки.
Короче говоря, выставка удалась – в ноябре питерская земля действительно вращалась вокруг тёплого во всех смыслах Голубевского лета! Тут, скажу, дело не в количестве выставленных или проданных (что издревле не пустяк) работ, а в цельности, акутальности, не убоюсь затёртого слова, посыла: «Давайте попробуем никогда не сердиться…»
Художник Василий Голубев.
Олег Серебряков (текст),
Василий Бертельс (фото).
На иллюстрации: В.Голубев. «Давайте попробуем никогда не сердиться…» (2013, х.,м.50х60)