Есть художники, чье творчество навсегда обречено быть загадкой. К их числу относится и Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993), ученый, мыслитель, визионер, последователь Николая Рериха и участник легендарной группы «Амаравелла». 9 октября в московской галереи «Веллум» открывается выставка «Борис Смирнов-Русецкий: идущий», показывающая работы художника из российских музейных и частных собраний.
Без преувеличения, речь идёт об одном из самых масштабных за последние годы проекте, посвященных творчеству Бориса Алексеевича. Его произведения высоко ценятся на российском арт-рынке. В «нулевые» картоны и холсты Смирнова-Русецкого из частных коллекций выставлялись на аукционные торги с эстимейтами от $1 тыс. до более чем $20 тыс. Холст 1928 года «В горном ашраме» в 2007 году был продан за $31120. Однако, открытые сведения о продажах произведений Смирнова-Русецкого после 2008 года не встречаются.
Б. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Странный мир. Из цикла Космос (1965, б., п., 49х36.5).
Далеко не случайно выставка носит то же название, что и автобиографическая повесть Смирнова-Русецкого «Идущий», изданная уже после его смерти. Зрителю будет представлена полная ретроспектива творчества мастера, в том числе ранние работы 1920-х годов, произведения периода «Амаравеллы», знаменитый цикл «Прозрачность», работы из Алтайской серии, и посвященные Валааму; полотна, созданные в период ссылки в северном Казахстане. Основу экспозиции составили работы Бориса Смирнова-Русецкого из коллекции руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой; также на выставке представлены произведения из собраний руководителя «Центра искусств. Москва» Андриана Мельникова, Василия Малышева (Уфа), Якова Уринсона, Юрия Борзыкина (Москва).
Галерея «Веллум» не просто формулирует вопрос «в чем загадка постоянной востребованности творчества Смирнова-Русецкого?», но пытается помочь найти ответ на него. Строгие и лаконичные полотна, на которых наша реальность словно тает, истончаясь, превращаясь в видение иной, бесконечно прекрасной вселенной, неизменно привлекают и завораживают всё новые поколения исследователей и коллекционеров. Наверное, причина в прикосновении к чему-то большему, чем простое отражение окружающего мира, в том, что удалось художнику, прожившему долгую и сложную жизнь…
Б. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Боровое вдали. Макинск (1953, 32х48).
В 1941 году художник был арестован. Приговор: десять лет лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году - амнистия и реабилитация. В 1950-70-ые гг. художник обращается к началу своего творческого пути, восстанавливает по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы, в частности, восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги. И это, как говорят организаторы уникальной во всех отношениях экспозиции «Веллум», самые пронзительные и сказочные его работы.
«Космизм» в русской живописи не связан напрямую с исследованием космоса, хотя Борис Смирнов-Русецкий разрабатывал это направление именно тогда, когда свои открытия совершал Константин Циолковский. В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, созданных в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.
Б. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Дерево жизни (1985, к., п., 70х50).
С 10 октября по 4 декабря 2018 года очевидцем дерзновенных грёз Бориса Смирнова-Русецкого можно стать по адресу Москва, ул. Волхонка, д.15. (комплекс Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, 37).
М.Б. (текст).
Галерея «Веллум» (иллюстрации).
На иллюстрации:Б. Смирнов-Русецкий (1905-1993). Одуванчик на синем небе (1981, к., п., 69х50).