Ход первый (факт): 4 сентября на главной экспозиционной площадке Союза художников Эстонии завершается проект Väljasõit rohelisse. Tartu 1860-2014. Если не вдаваться в филологические тонкости, на русский название переводится как «Выезд на природу. Тарту 1860-2014», или чуть вольнее - «Пикник на обочине…». Выставка была сформирована при содействии Тартуского отделения Союза художников из запасов Тартуского художественного музея, Эстонского художественного музея KUMU, Библиотеки Тартуского университета, частных коллекций и личных собраний здравствующих творцов, так или иначе связанных с «культурной столицей» республики. Куратором тартуского «Выезда…» в Таллинском художественном холле выступил библиотекарь и хранитель архива Тартуского художественного музея Пеэтер Тальвисту. Проект прошел при финансовой поддержке национальных целевых фондов.
Исходными темпоральными точками групповой экспозиции стали 2 остзейские литографии ХIХ века с видами Дерпта и холсты мастеров легендарного тартуского арт-центра 20-30 гг. ХХ века «Паллас». Выставка с модным сегодня в Эстонии ретроспективно-обзорным характером объединила работы 45 художников, включая живописный «Автопортрет»1958-59 гг. Юло Соостера (1924-1970 гг.) из собрания Тартуского художественного музея. Однако в экспозиционном пространстве доминируют имена активно действующих местных художников, малоизвестных за пределами Эстонии, то есть работы последнего десятилетия (графика, статические и динамические объекты, скульптура, видео, фотография, живопись).
По словам устроителей, ими представлен один из возможных взглядов на идеи и людей, связанных с понятием Тарту. Селекция, без сомнения, субъективна, и, следовательно, спорна, но, по мнению Тальвисту, образ современного Тарту складывается из личного и политического, поэтического и вульгарного, эстетического и концептуального, как и сам университетский город. Поэтому, не обошлось и без концептуального «а поговорить?». Экспозицию дополняет пакет ксерокопированных листов с культурологическими текстами и окурочком Marlboro в отдельной крохотной пластиковой расфасовке. Тираж креативного дополнения – 1000 экз.
Ход второй (комментарий): Действительно, выставка эклектична. По главному залу разносится истеричное хрюканье динамического объекта Ясся Казелаана (1981 г.) 2008 года, где стадо кубических свиней в натуральную величину внимает хряку с замашками фюрера. Ёрнически названый Mein Kampf’ом бронзовый бюст-автопортрет Рауно Томаса Мооса (1978 г.) сдержанной улыбкой победителя встречает всякого посетителя выставки. На одной из стен видео 2011 года Анны Хинтс (1982 г.), на котором изрядная тётя устраивает сеанс бега на месте у надписи Tartu на бетонном кубе въезда в город. Молчат живописные рыбы в серии 1960-62 гг. Валве Янов (1921-2003 гг.). Вслушиваются в трансляцию «Голоса Америки» не опознаваемые со спины граждане на тёплой темпере «Слушая Голос Америки» 1959 г. Кайи Кярнер (1920-1998 гг.). Художник, ломая стереотипы гендерной самоидентификации, в образе молодой японки справляет малую нужду на скандальном автопортрете 1999 г. акуталиста KIWA (1975 г.) из фондов Эстонского художественного музея…
Но что бы и кто бы ни говорил, в итоге получилась взрослая выставка … одной картины. Правда, в изрядно субъективном интерьере. Картон Соостера во всех смыслах (включая финансовый) вопреки развеске работ, акцентирующей процесс тартуской арт-жизни во времени, оказался настолько более значимым, что объективный провенанс любого иного произведения «Выезда…» должен пополниться лишь одной фразой – «в августе 2014 года это (нужное вписать) участвовало в экспозиции Väljasõit rohelisse. Tartu 1860-2014 наряду с «Автопортретом» Ю.Соостера».
Текст: Олег Серебряков,
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia.
Фото: Василий Бертельс (С-Пб.)
На снимке: Юло Соостер, «Автопортрет» (1958-59 гг., картон, м., 30х45 см. Тартуский художественный музей)