Не всякий без помощи Гугла, который всемогущий, скажет, что такое Самрат-Янтра, Рам-Янтра, Мишра-Янтры и Джайяйпракаш. А это ни что иное как астрономические инструменты делийской каменной обсерватории Джантар-Мантар. А «Джантар-Мантар», в свою очередь, сегодня и живописный тетраптих молодой художницы, выступающей под ником МАК. Показ работы начинается 16 февраля в таллинской галерее Domini Canes, что на Катарийна кяйк в Старом Городе.
Обсерватория Джантар-Мантар. Дели. (фотография из открытых источников).
Джантар-Мантар – одна из пяти обсерваторий, построенных легендарным махараджей Дхундхара Савай Джай Сингхом Вторым (1688-1743). «Савай», или по-русски «один с четвертью» - прозвище, которое Джай Сингх Второй получил от падишаха Аурангзеба, считавшего что Джай Сингх на четверть превосходит своих предшественников (с тех пор «Савай» стал почетным титулом наследников махараджи).
Аурангзеб в преклонные годы. (Около 1700 года. Миниатюра. Могольская школа. Британская Библиотека, Лондон)..
От всех прочих махарадж Индии Джай Сингх Второй отличался тягой к строительству (из необычного розового камня воздвиг он город Джайпур, жемчужину нынешнего Раджастана, где употребление ганжи, если мне не изменяет память, не просто декриминализовано, но считается народной традицией) и любовью к астрономии. Благодаря столь уникальному сочетанию пристрастий Джай Сингха Второго на свет появились обсерватории в Дели, в Бенаресе, Удджайне, Джайпуре и на родине Кришны в Матхуре.
Дворец Ветров. Джайпур (фото из открытых источников).
Перу сего просвещённого махараджи помимо «Трактата об астролябии» принадлежит посвященное действующему падишаху сочинение, теоретическое введение к коему состоит из разделов «О календаре», «О сферической тригонометрии и наблюдении светил», «О движении светил». В последнем изложено учение об эллиптическом движении планет, кольцах Сатурна и спутниках Юпитера.
МАК. Джантар-Мантар. Фрагмент тетраптиха (2010, х., м., 48х48. Частное собрание).
Обсерватории Джай Сингх Второй строил, ориентируясь на образец инструментов обсерватории Самарканда. Отсюда цилиндрический инструмент «Рам-янтра», полусферический инструмент «Джай пракаш», инструмент «Самрат-янтра», представляющий собой каменную стену в виде прямоугольного треугольника, гипотенуза которого параллельна оси земного шара, а по бокам стены к ней прикреплены две дуги по 1/8 окружности, составляющие квадрант, стена служит гномоном, тень которого падает на дуги квадранта, градуированного в часах и минутах, а также в градусах.
МАК. Джантар-Мантар. Фрагмент тетраптиха (2010, х., м., 48х48. Частное собрание).
Это позволяло наблюдать движение времени и звёздное небо с потрясающей и наших современников точностью, что имело важное значение для астрологических прогнозов. Без вердикта астролога в те милые времена не обходилась ни одна более или менее крупная затея в империи Великих Моголов. Прибавим к вышесказанному ударную рождаемость в гареме номер раз да гаремах придворной знати и необходимость в астрологическом раскладе для каждого младенца – и поймем весомость на первый взгляд совсем не приземлённых проектов Джай Сингха Второго.
МАК. Джантар-Мантар. Фрагмент тетраптиха (2010, х., м., 48х48. Частное собрание).
А какие страсти (Восток! Болливуд!) некогда пылали вокруг астрологических вердиктов – помогут понять четыре холста таллинской художницы. Конечно, они не вместили все 13 архитектурных приборов делийского Джантар-Мантара. Но не ставила перед собой художница такую цель. На квадриге изумительно точных – порой до деталей, однако без соперничества с фотографией - ключевых ракурсов астрономического комплекса МАК предлагает зрителю совершить путешествие (на зависть героям Star Trek’а) через пространство и время.
МАК. Джантар-Мантар. Фрагмент тетраптиха (2010, х., м., 48х48. Частное собрание).
В пункте прибытия аппараты Джай Сингха Второго снова приходят в движение. Тетраптих художницы, обыгрывая трендовые живописные тенденции, стремительной обжигающей вспышкой переносит в мир ожившего камня, что над конкретикой даты и места. Здесь у человека нет кожи – она содрана ради точности измерения неизмеримого. Здесь всё обостренно. Лёд вторгается на территорию огня, чтобы отпрянуть – не отступить. Зачем и почему они перемежают друг друга, что по ним высчитывает и вымеряет «Джантар-Мантар»? Единственного ответа нет и не может быть – он меняется вместе с движением глаз зрителя.
Махараджа Савай Джай Сингх (около 1725, миниатюра, Джайпур. Британский музей).
До сих пор не утихают споры, когда же Джай Сингх Второй построил Джантар-Мантар: традиция называет 1710 год, новейшие исследователи настаивают на 1724-ом. «Джантар-Мантар» МАК выполнен в 2010-ом. Аннигиляция трех бурных столетий и несчетных вёрст, как принято говорить, налицо. Люди, знающие художницу, не без оснований могут назвать эти картины автопортретом. Почему бы и нет? И разве Джантар-Мантар Джай Сингха пусть не в красках – в камне не претендует на то же?
Джай Сингх Второй вошел в историю не только как строитель, но и как последний правитель, кто в согласии с предписаниями Вед провел ашвамедху – царский обряд жертвоприношение коня, воспетый в «Махабхарате». Коня старше 24-х лет после ритуального убийства собаки (символизировало наказание грешникам) отпускали скитаться в течение года. Коня сопровождала сотня юношей, родственников царя и высшей аристократии. Они охраняли коня, убеждая владык земель, по которым проходил конь, либо признавать себя вассалами совершающего ашвамедху царя, либо сразиться с ним.
Ашвамедха (Средневековая индийская миниатюра).
По возвращению коня запрягали в золотую колесницу и омывали. Главная царица вместе с двумя другими жёнами царя смазывали жеребца топлёным маслом и украшали золотом. Брахман предлагал коню остатки вечернего приношения зерна. Затем конь, безрогий козёл и дикий бык привязывались около жертвенного огня, а семнадцать других животных привязывались к коню. 609 других животных привязывались к другим столбам на арене жертвоприношения. После коня убивали.
Неизвестный автор. Герои Махабхараты Братья Пандавы: со своей супругой (ХХ в., иллюстративный рисунок. Открытый источник)
Главная царица начинала призывать других жён царя к милосердию и всю следующую ночь имитировала половой акт с мёртвым жеребцом. В это время остальные царицы ритуально сквернословили. Наутро брахманы декламируя стих из Ригведы (стих дадхикра, ритуально использующийся для очищения от сквернословия) проводили ритуал встречи главной жены царя. Три царицы золотыми, серебряными и медными иглами размечали тело жеребца, по этой разметке туша рассекалась, а мясо поджаривалось и с криками «сваха!» предлагалось божествам…
Гарем Великого Могола (XVIII в., миниатюра, Индия).
Подозревала ли сама художница, какие глубины и какие смыслы всколыхнули острые цвета и чувственные мазки её «Джантар-Мантара», в какие края и какие времена она унесла отзывчивого зрителя?
На стене галереи: МАК. Джантар-Мантар (2010, х., м., 54х54 в авторских рамах. Частное собрание).
Пространство и время, говорят мудрецы, лишь одежды, данные человеку. Показ живописной серии «Джантар-Мантар» в галерее Domini Canes продлится до второй половины марта 2018 года.
Олег Серебряков (текст).
Архив Прииск (иллюстрации).
На иллюстрации: МАК. Джантар-Мантар (2010, х., м., 48х48, 54х54 в авторских рамах. Частное собрание).