Богата Москва на экзотику. Но экзотика экзотике рознь. То, что почитается за экзотику, скажем, где-нибудь в сердце чёрной Африки, ну, или в европейской столице какой-нибудь экс-колониальной державы - у нас есть явление самое обыкновенное, в силу своей обыденности практически невидимое, музейных стен не достойное. И наоборот. Под занавес зимы Государственный музей Востока с присущим ему изяществом жеста предлагает несколько показов, что с уверенностью можно назвать шансом прикоснуться к искусству краёв от Москвы весьма далёких и, следовательно, экзотических.
Искусство обитателей Западной Африки с 5 февраля по 28 февраля 2021 года представлено на выставке «Дети дождя: ногом, теллем и догоны». В экспозиции свыше тридцати экспонатов (все они показываются впервые!) из фондов музея и частных коллекций. Скульптуры из дерева и металла безмолвно рассказывают о преемственности иконографических типов и художественных образов в ритуальном искусстве народностей, проживающих в окрестностях Нагорья Бандиагара с X-XII вв., среди которых с лёгкой руки французского этнолога Марселя Гриоля наиболее известны догоны, «пришельцы с Сириуса».
«…цивилизация Западной Африки и действительность культуры догонов оказались значительно интересней и шире, чем все эти рассказы о перелетах с Сириуса и прочих вещах, волнующих неокрепшие души, - сказал российский коллекционер Петр Куценков, в сотрудничестве с кем Музей Востока уже выставлял весной 2018 года ритуальную скульптуру догонов. - Догоны, как и другие народы Тропической Африки - это одна из цивилизаций, сохранившая преемственность с глубокой древностью». Но проходящие ныне «Дети дождя» отмечены принципиально новым этапом работы с предметами африканского искусства в России: часть экспонируемых объектов датирована при содействии Лаборатории радиоуглеродного анализа Института географии Российской Академии наук, а это дает широкие возможности для дальнейших исследований и верификации уже известных фактов о культуре догонов. Куратором проекта «Дети дождя», приуроченного к пятилетию работы российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН при участии Государственного музея Востока в Республике Мали, выступила Дарья Ванюкова.
С 5 по 23 февраля февраля в музее проходит выставка современного японского художника Кавати Сэйко (1948) «Полет над Хокусаем» (куратор Ольга Чернова). Почти два десятка гравюр охватывают период от 1980-х гг. до середины 2000-х. В рамках выставки показаны листы из серий «Полет над Хокусаем», «Полет над Токио», «Величественный» («Кацура»), «Золотое пространство» и другие, а также известный триптих 2004 г. «Поэма о Вселенной» («Poem of the Universe»), имеющий и другое название - Кисётэнкэцу (起承転).
В своей стране Кавати Сэйко принадлежит к тому кругу художников, кто сохраняет и развивает без преувеличения самый известный вид японской печатной графики - ксилографию. По его словам, именно в гравюре на дереве он нашел способ ответить на волнующие вопросы «Кто есть я?» и «Что представляет собой общество, в котором я живу?». Вопреки традиционному порядку печати, когда сначала на бумаге воспроизводится чёрный контур с «ключевой» доски, а затем последовательно и все остальные цвета (итоговое количество досок соответствует количеству используемых художником цветов), Кавати печатает черный контур в последнюю очередь, накладывая его поверх цвета и придавая тем самым резкость и нервозность всей композиции.
Кавати Сэйко родился в г. Уэнохара префектуры Яманаси. Окончил отделение масляной живописи Университета искусств Тама в Токио (1973 г.). В 1985 г. благодаря программе Агентства по делам культуры Японии Кавати получил возможность в течение года обучаться в Колумбийском университете в Нью-Йорке (США). Первое признание Кавати получил в возрасте 22 лет. Будучи студентом Университета искусств Тама, он был удостоен особого приза для начинающих художников на 38-й Выставке Ассоциации печатной графики Японии. Его работы находятся в собрании Национального Музея Современного Искусства (Токио), Британского Музея (Лондон), Библиотеки Конгресса (Вашингтон), ГМИИ им. Пушкина (Москва), Государственного музея Востока (Москва) и других музеев.
С 17 февраля по 28 марта в рамках Года культуры Египта в России в музее будет работать выставка «Путешествие в страну Куш» (куратор Алексей Крол), посвященная 60-й годовщине начала работ Нубийской археологической экспедиции АН СССР. Нубийская археологическая экспедиция была организована в 1961 году в рамках международной спасательной кампании под эгидой ЮНЕСКО в связи с возведением Асуанского гидроузла. Перед строящейся плотиной должно было возникнуть огромное искусственное озеро. В зону затопления попадали многие археологические памятники и памятники архитектуры. По решению Президиума Академии наук была сформирована Нубийская экспедиция, которую возглавил советский археолог, востоковед, доктор исторических наук, директор Государственного Эрмитажа в 1964-1990 годах - Борис Борисович Пиотровский. На выставке будут экспонированы подлинные вещи — кубки, сосуды, чаши, кувшины, найденные советской экспедицией и хранящиеся в настоящее время в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина; фотографии, дневники, рисунки участников экспедиции, повествующие о работе и повседневной жизни советских археологов. Всего будет представлено более 100 предметов. Также в рамках выставки будет демонстрироваться документальный фильм.
Наверно, нам всем не хватает экзотики…
Текст: А.Р. Тель, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока
На иллюстрации: Экзотика здесь – повседневность там. Статуэтка в виде женщины с кувшинами и двумя детьми. 1960-е - 1970-е , бронза. Регион Сангха, Мали.