Пейзажные полотна последних двух лет составили новую выставку краснодарца Владимира Мигачёва (1959) «Внутренняя миграция» в московской галерее ARTSTORY. Многомерные, сложные пейзажи выполнены в живописной технике, которая включает применение золы, песка, угля, глины и обычной земли-чернозёма. С одной стороны, это неизбежно вызывает в памяти художников со страниц «Золотого телёнка», а с другой превращает краску не только в цвет и свет, но и в фактуру, адекватную изображаемому.
В.Мигачёв (1959). Река (2017, х., 180х330).
Главный объект внимания художника - сельский пейзаж, меняющийся вместе со временем и страной. Владимир Мигачёв объехал 6 областей Центральной России, совершив своего рода «внутреннюю миграцию», погрузившись в культуру «урочищ» (так на современных картах обозначают места исчезнувших посёлков и хуторов), культуру исчезающей российской деревни. Многие проблемы, в том числе и социальные, отразились в его работах. По ряду прогнозов к 2025 году сельское население исчезнет полностью. Эта статистика отражаются в пространстве пейзажа, оставляя шрамы в ландшафтах.
В.Мигачёв (1959). Энтропия (2017, х., 150х200).
Мигачёв вспоминает, как весной прошлого года, поехал на речку Средний Зеленчук под Краснодаром: «Я встретил семью, которая возвращались с кладбища. Разговорились. Оказывается, женщина всю свою жизнь прожила в этих местах. В середине 90-х в связи с социально-экономической ситуацией в стране отсюда уехали последние жители. Когда мы прощались, она попросила сфотографировать их на фоне "хутора", на фоне зарослей травы, брошенных садов, то есть, на фоне пустоты. В качестве бэкграунда – просто фон и никакой корневой системы. Отсюда и все наши «иваны-не-помнящие-родства». Тогда и появилось название всего проекта, появилось переживание по этому поводу. Может быть это и есть моя личная внутренняя миграция».
В.Мигачёв (1959). Последний день (2017, х., 130х150).
Когда-то, в 1980-е Мигачёв прочитал у географа Владимира Каганского: «Русский пейзаж невероятно не осмыслен, он существует отдельно от человека и часто ему вопреки». Художник с этим согласен, главное – почувствовать настроение, и это не тоска и тревога, а что-то близкое к разочарованию. И всё же в каждой его работе можно увидеть светлое пятно, потому что «надежда быть должна».
Выставка «Внутренняя миграция» продлится с 25 января по 18 марта 2018. Что согласитесь, отчасти символично.
М.Б. (текст)
На иллюстрации: В.Мигачёв (1959). Внутренняя миграция-1 (2017, х., 180х190).
(Иллюстрации - галерея ARTSTORY).