Интересно, что сказал бы британский живописец Томас Гейнсборо (1727–1788), узнай он, что генеральным спонсором его московской выставки в декабре 2019 года выступила компания «Роснефть»? Наверное, порадовался бы вместе с нами такому замечательному во всех смыслах образцу сотрудничества бизнеса (эффективного) с институтами культуры. С 3 декабря 2019 по1 марта 2020 в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, 12 будет открыта выставка «Томас Гейнсборо». Выставка Гейнсборо продолжит цикл экспозиций, представляющих британское искусство: уже состоялись проекты, посвященные творчеству Уильяма Тёрнера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Обри Бердслея (2014), а также художников Лондонской школы (2019).
Томас Гейнсборо, «Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа», ок. 1750. © Gainsborough's House, Sudbury, Suffolk and Tate, London
Показ 100 произведений живописи и графики, архивных материалов стал возможен в результате масштабной музейной кооперации, в которой приняли участие помимо ГМИИ им. А.С. Пушкина. Государственный Эрмитаж, Дом-музей Гейнсборо (Садбери, Саффолк), Национальная галерея (Лондон), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Галерея Тейт (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), Королевская академия художеств (Лондон), Национальные галереи Шотландии (Эдинбург), Картинная галерея Далич (Лондон), Коллекции Национального фонда, (аббатство Энглси, коллекция Фэйрхэвен), Музей Ашмолеан (Оксфорд), Музей Холбурн (Бат), частное собрание (Россия). Куратором проекта, предоставляющего уникальную возможность увидеть лучшие произведения художника из собраний Великобритании, выступила Анна Познанская, главный хранитель отдела искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков.
Томас Гейнсборо, «Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда» (1754-1788), ок. 1785. Передано в Дом-музей Гейнсборо, Саффолк, на долгосрочное хранение из частной коллекции
Томас Гейнсборо один из важнейших художников Англии XVIII столетия. Его портреты формируют представление о британском обществе той поры, воплощают идеалы британской аристократии. В этот период возрождения британской культуры, который без натяжки можно назвать «эпохой Гейнсборо», окончательно сложилась английская школа живописи. Заметную роль в формировании художественного языка Гейнсборо, помимо учителей лондонской Академии Святого Мартина, возглавляемой Уильямом Хогартом, сыграли представители живописных школ континентальной Европы. На протяжении своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник, президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс. Именно на становлении и развитии художественного стиля Гейнсборо делает акцент экспозиция ГМИИ.
Томас Гейнсборо, «Портрет джентельмена с собакой в лесу», ок. 1746. Передано в Дом-музей Гейнсборо, Саффолк, на долгосрочное хранение из частной коллекции.
Первый раздел выставки представит ранние работы художника, созданные вскоре после того как молодой мастер, прошедший обучение в Лондоне, вернулся в родной Саффолк. Наиболее значительным лондонским наставником Гейнсборо стал представитель французского рококо Юбер-Франсуа Бургиньон, известный под псевдонимом Гравло. Под влиянием рокайльных пасторальных композиций Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись и сообщить формальному групповому портрету интонацию непосредственности и интимности. В этот же период Гейнсборо начал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, которые начали активно наполнять лондонский художественный рынок. В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры как следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.
Томас Гейнсборо, «Крестьяне, едущие на рынок», 1770-1774. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.
Вторая часть экспозиции посвящена камерным портретам. Да, Гейнсборо был успешен в разных жанрах, однако во второй половине XVIII века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. Здесь Гейнсборо пришлось вступить в борьбу с другими художниками. Помимо полотен Томаса Гейнсборо, в экспозицию этого раздела вошли несколько работ британцев-современников (и конкурентов) мастера.
Томас Гейнсборо, «Портрет девочки», фрагмент, ок. 1744. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относят расцвет детского портрета, которому отдали дань и скромные провинциальные художники, и признанные академики. Но и здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника, стремившегося подчеркнуть хрупкость, присущую этому нежному возрасту, заметно отличаются от жизнерадостных розовощеких «ангелочков» на полотнах Джошуа Рейнолдса и его последователей. Если ранние портреты Гейнсборо характеризуются жизненной правдивостью и некоторым лаконизмом, присущим стилю Хогарта, то в дальнейшем художник создал целую галерею мужских и женских образов, проникнутых почти бестелесной легкостью и тонким лиризмом.
Томас Гейнсборо, «Портрет Маргарет Гейнсборо» (1727-1798), ок. 1785. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.
В Белом зале ГМИИ будут экспонированы произведения расцвета творчества Томаса Гейснборо, в том числе, портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них - композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд.
Томас Гейнсборо, «Миссис Элизабет Муди с сыновьями Самуилом и Томасом», ок. 1779–1985, 234 х 154,2 см, DPG316. Dulwich Picture Gallery, London.
В поздний период произведения Гейнсборо становятся все более смелыми по композиции, их отличает свобода и легкость живописной манеры. Художника привлекают эмоциональные пейзажи голландца Якоба Рёйсдала, а также полотна великих фламандцев - Петера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка. Влияние Рубенса на творчество британского мастера прослеживается на протяжении последних двух десятилетий его жизни, в то время как ван Дейк был для него примером талантливого живописца, воплощением итальянского понятия sprezzatura (кажущейся легкости, за которой стоят кропотливая работа и высокое мастерство). В состав выставки включены работы старых мастеров из российских и зарубежных собраний творчество которых оказало заметное влияние на развитие художественного стиля Гейнсборо.
Томас Гейнсборо, «Лесной пейзаж со стадом у водоема», выставлена в 1782. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк.
Особое место в экспозиции занимает композиция «Снятие с креста» - копия с полотна Рубенса, исполненная Гейнсборо по гравюре Лукаса Ворстермана. Картина Рубенса находится в Антверпене, который Гейнсборо посетил значительно позднее, летом 1783 года. Удивительно, что британский художник выбрал именно эту композицию своего кумира - изображение религиозных сцен не было актуальным для британского искусства XVIII века, и сам Гейнсборо никогда не обращался подобным сюжетам. Очевидно, для обоих живописцев этот сюжет был по-своему важен. Рубенс сделал много эскизов к «Снятию с креста», показывающих, как долго он подходил к этой работе. Один этих из эскизов, принадлежащий собранию Государственного Эрмитажа, будет представлен на выставке.
Томас Гейнсборо, «Диана и Актеон. Эскиз», ок. 1784. Дом-музей Гейнсборо, Садбери, Саффолк
Наконец, последний раздел экспозиции посвящен графическим произведениям всю свою жизнь увлекавшегося различными художественными экспериментами Гейнсборо. Для него рисование было привычкой, столь необходимой для художественной практики. Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь всё более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле. Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До сегодняшнего дня сохранилось только десять подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ предоставит уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.
Томас Гейнсборо. Мальчик голубом (Голубой мальчик). 1770, х., м., 178х122. Библиотека, художественное собрание и ботанические сады Хантингтона, Калифорния, США.*
Выставке будет посвящен ежегодный Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Прогулки с Томасом Гейнсборо» (с 1 по 23 декабря 2019 года). Такой вот представительный "портрет" английского живописца ожидается в российской столице.
М. Б., Москва (текст).
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Архив Прииска (иллюстрации).
Отмеченные в публикации значком * произведения Т. Гейнсборо не относятся к выставке в ГМИИ.
На иллюстрации: Т. Гейнсборо (1727-1788). Автопортрет. Около 1758-1759, х., м., 76.2х63.5. Национальная портретная галерея, Лондон.*