Имена эстонских художников вновь зазвучали в Москве. Правда, тому причиной не последние работы Андо Кесккюла (1950-2008 гг.), Айли Винт (1941 г.), Рейна Таммика (1947 г.) и Яана Элькена (1954 г.), а произведения забыто-застойного прошлого. Выставка Третьяковской галереи «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» (13.03-26.07.2015 г.) представила яркое, но «тупиковое», по оценке современных арт-критиков, направление.
Перед кураторами экспозиции Юлией Воротынцевой и Кириллом Светляковым из Отдела новейших течений ГТГ стояла непростая задача представить во всем многообразии отечественный извод агрессивного стиля конца 1960-х – начала 1990-х гг., даже в наименовании которого до сих пор нет единодушия. Право оспаривают термины «фотореализм», «гиперреализм» и «острофокусный реализм».
Свыше ста экспонируемых в шести разделах выставки работ сорока одного художника, дополненные фотослайдами, мультипликацией, объединившей гиперреализм и поп-арт, дают развернутое представление о попытках преодоления традиционной оппозиции иллюзии и реальности в советском искусстве. Зритель ставится как бы перед сфотографированным изображением или изображенной фотографией позднесоветской эпохи.
Характерная для «гиперов» отстраненность в фиксировании предметов позволяла художникам достигать «сверхобъективности» в изображении, а искусству избегать необходимости давать оценку создаваемой реальности. Может быть поэтому, тематика большинства работ заведомо скучна. Однако, организованное устроителями «Гиперреализма» пространство без прямых углов, как и было задумано, обостряет отношения между картиной и зрителем, главном дуете любой художественной выставки.
"Это нереальность галлюцинаторного самоподобия реальности, - характеризовал направление французский культуролог Жан Бодрийяр (1929-2007 гг.). - Чтобы выйти из кризиса репрезентации, нужно замкнуть реальность в чистом самоповторении". Образно говоря, зритель «Гиперреализма» точно соучаствует в превращении реальности в иллюзию, в процессе почти на полтора десятилетия загипнотизировавшем художников эпохи холодной войны. «Советский гиперреализм был искусством между официозом, пытавшимся реанимировать труп критического реализма, и андерграундом, пытавшимся бежать от реализма всеми мыслимыми путями», - констатируют московские критики.
«Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников, - отмечают устроители «Гиперреализма». – В начале 1970-х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на официальное и неофициальное». Выставка Третьяковки на Крымском Валу помимо всего прочего подтвердила не особо акцентируемый сегодня нюанс, что так или иначе говорить о советском искусстве второй половины ХХ столетия без упоминания эстонских художников не приходится.
Работы для выставки предоставлены Третьяковской галереей, Международной конфедерацией союзов художников, Московским музеем современного искусства, РОСИЗО и частными собраниями.
К.Б.
Специально для проекта Прииск (Москва)
На иллюстрации: Яан Элькен. «Научная экспедиция на Балтийском море» (1984 г., х.м., 160х200, Третьяковская галерея).