Аукционный дом Christie’s не без толики пафоса отчитался об итогах «Русских торгов» 1 июня 2015 г. Из 244 лотов было продано 154. Реализация 63% лотов почти за €7.5 млн. (£5 275 600) свидетельствует о стабильном спросе в верхнем сегменте глобального арт-рынка на русское искусство. Лидером лондонских торгов стала работа Нико Пиросмани (1863?-1918 гг.) «Арсенальная гора ночью» (1907-1908 гг., м., клеенка, 110.8 x 87.9), при эстимейте £800 000 –1 200 000 проданная за £962 500 Бидзине Иванишвили. Заявлено, что произведение Пиросмани покупатель возвратит в Грузию.
На сегодняшний день «Арсенальная гора ночью» стала самым дорогим произведением этого грузинского художника, скончавшегося в полной нищете революционного Тифлиса. До сих пор вокруг имени Пиросмани господствуют легенды и мифы: исследователи биографии и творчества художника, насколько известно, не сошлись даже в дате его рождения. Полемика настолько остра, что даже включение Пиросмани в список «русских торгов» Christie’s вызвало неожиданную реакцию.
«Нико Пиросмани грузинский художник! Вы не должны прописывать его гениальные работы по департаменту Русского искусства. Грузия независимая страна со своей историей и искусством. Это относится и к другому грузинскому великолепному художнику Ладо Гудиашвили…», «… вы никогда не осмелитесь назвать японское китайским…», «Уберите имя Пиросмани из списка русского искусства!» Видимо, горячий до курьезности патриотизм заменяет авторам этих комментариев отсутствие средств, позволяющих участвовать в подобных торгах.
Провенанс картины «Арсенальная гора ночью» восходит к Кириллу Зданевичу, открывшему в 1912 г. Пиросмани художественному сообществу России, и не исключено, что с этой работой был знаком поэт Владимир Маяковский. Позднее картина была приобретена предположительно по совету Лили Брик либо советским правительством, либо Союзом писателей СССР. В 1957 г. «Арсенальная гора ночью» была подарена французскому писателю Луи Арагону в связи с его 60-летием. Картина ранее неоднократно продавалась с аукционных торгов: в 2007 г. в Нью-Йорке на аукционе Sotheby’s частному европейскому коллекционеру, в 2010 г. в Лондоне на аукционе MacDougall’s частному коллекционеру из Испании, от кого была продана на нынешних торгах Christie’s. Предположительно, в 1969 г. «Арсенальная гора ночью» выставлялась в Париже на выставке «Нико Пиросмани» в Лувре.
Стоит отметить, что Б.Иванишвили оказался единственным покупателем, чье имя стало известно по итогам июньского русского аукциона Christie’s, и это приобретение заметно укрепило имидж предпринимателя. Остальные покупатели предпочли скрыться под определениями "анонимный покупатель", «частный коллекционер из России» и «арт-дилер из Великобритании», не привнеся в торги ничего сенсационного. Работа Н.Рериха «Белый и Горний» из собрания Музея Рериха в Нью-Йорке продана за £542 500, на £42 500 превысив нижний эстимейт, также незначительно превысили нижние оценки работы Н.Сверчкова, А.Богомазова, И.Шишкина, Ф.Малявина и др. Несколько активнее вели себя покупатели в борьбе за настольные часы работы Фаберже, которые в конце концов ушли к великобританскому арт-дилеру за £194 500, на £74500 превысив верхний эстимейт аукционного дома Christie’s.
М.Б.
На иллюстрации: лидер «русских торгов» Christie’s 1 июня 2015 г. картина Нико Пиросмани (1863?-1918 гг.) «Арсенальная гора ночью» (1907-1908 гг., м., клеенка, 110.8 x 87.9). Иллюстрация АД Christie’s.