Посещение музеев, увы, по сей день ограничено, хотя тяга к прекрасному – величина постоянная, covid-19 вроде бы не подвластная. Вроде бы, если не считать глубоко, всесторонне продуманных на государственном уровне карантинных мероприятий. В том числе и с режимом ограниченного (читаем - поштучного) посещения музеев. Исходя из вышесказанного, Государственный музей Востока совместно с Музеем Рерихов (павильон № 13 на ВДНХ) подготовил онлайн-программу «Неизвестный художник Николай Рерих».
В онлайн-программу войдут цикл онлайн-лекций и мастер-класс для детей. Лекции будут посвящены знаковым произведениям легендарного художника из экспозиции Музея Рерихов: «Чудо» (1923), «Зороастр» (1931), «Цветы Тимура» (1931). Не только сюжет картин и их возможные прототипы, но и погружение в культурный контекст, где родились эти произведения, станут стержнем проекта. "Романтикой мифологии овеяна картина «Зороастр». В неустанных бдениях проходит жизнь Учителя Зороастра. Перед заходом солнца он появляется на высокой скале и выливает из чаши на землю огонь жизни", - писал сам Николай Рерих.
Николай Константинович Рерих, пожалуй, не просто один из самых упоминаемых русских художников XX века. Путешественник, археолог, поэт, общественный деятель, автор «Пакта Рериха», педагог, учитель, публицист, коллекционер… Конечно, в этом перечне первенствует ипостась художника. Но так ли хорошо изучено наследие Николая Рериха как художника? Специалисты практически единогласно констатируют - недостаточно.
«Если живописец с фотографической точностью запечатлевает на картине какой-нибудь пейзаж, или предмет, то этот способ искусства называется репродуктивным. Здесь даже цветная фотография превзошла человека. Настоящее искусство должно быть не фотографичным, а творческим, когда в творение вкладывается идея. Такое искусство переживает века», - говорил Н.К.Рерих.
По тем или иным причинам наследие Николая Рериха до сих пор не стало объектом глубокого исследования современных искусствоведов. В значительной степени оно подменяется рассуждениями различного рода любителей и нелюбителей художника Николая Рериха (или откровенных сектантов, бесконечно далеких от здравого смысла). Получается, что Николая Рериха можно смело назвать неизвестным и даже загадочным художником.
«И во всех частях света на высотах горят дружеские огни, - в путешествии по пустыне Гоби отмечал в своих дневниках художник. - Около них доброжелательный путник всегда найдет себе место. И, правда, спешат эти путники. Ведь кроме печатного и почтового слова, есть всякие сообщения без проводов. Быстрее ветра. В едином вздохе переносящие по миру и радость, и скорбь, и помощь»…
Продолжительность каждой серии проекта Музея Востока и Музея Рерихов составит 45 минут. Формат прямой трансляции позволит получить живую обратную связь со зрителем и ответить на вопросы аудитории. Расписание выпусков: 30 июля 19:00, 6 августа 19:00, 13 августа 19:00 (время московское). Место проведения: официальные страницы Музея в социальных сетях и YouTube-канал Музея Востока.
Для детской аудитории (7+) в рамках программы (3 августа в 12:00 - время московское) запланировано онлайн-занятие с мастер-классом «Волшебные горы Рериха». Дети познакомятся с жанром горного пейзажа, узнают, почему на картинах Н.К. Рериха горы бывают розовыми, а небо желтым, и какие горы художник любил изображать большое всего. Во время мастер-класса ребята сделают собственные пейзажи по мотивам работ Рериха! Для участия в мастер-классе понадобятся: белая плотная бумага формата А4; цветной картон; гуашь или акварель; стакан с водой; кисти для рисования; клей-карандаш; ножницы. Занятие проведет сотрудник отдела экскурсионной и лекционной работы Дарья Заклинская.
Текст: Н.Б., Москва
Иллюстрации: Музей Рерихов ГМВ
На иллюстрации: Н.К. Рерих (1874-1947). Чудо. Явление Мессии. 1923, холст, темпера, 74х209.7. Музей Рерихов ГМВ