«И море, и Гомер, - мудро заметил поэт, - всё движется любовью». События нашего знойного лета, если задуматься, не исключение. Молодой (нет и двух лет от роду!) художник Хасанлу Армастаджад - плод отношений звезды эстонской арт-сцены Мерике Эстна (1980) и мексиканского мультимедиста Хайме Лобато (1984) - представляет без преувеличения уникальный проект Borderlessness в галерее Temnikova&Kasela. С 18 июня по 29 августа 2021 года.
Несмотря на всю свою умозрительность и отсутствие каких-либо документов (включая сертификат о вакцинации) Хасанлу руками Эстна и Лобато творит вполне конкретные, то есть доступные всей пятерне человеческих чувств проекты. Его создания дают эстонским искусствоведам повод сказать, что он «очарован множеством слоев времени и пространства, парящих через пограничные зоны доисторических времен и будущего в виде астральных тел, вдохновленных геологическими процессами и археологическими находками, представляя футуристический взгляд…»
Хасанлу Армастаджад появился на свет в пространстве Нарвской арт-резиденции (NART) во дни пребывания там госпожи Эстна и господина Лобато. С эстонского Hasanlu Armadtajad на великий и могучий переводится как «Любовники Хасанлу», а это прямо, без обиняков посылает нас к паре человеческих останков 800 года до н. э., обнаруженных группой археологов из Пенсильванского университета во главе с Робертом Дайсоном в 1972 году при раскопках древнего города Теппе Хасанлу на северо-западе Ирана. Скелеты были найдены в мусорной яме.
Находка названа «Любовники Хасанлу» или «Поцелуй длиной в 2800 лет». Два скелета погребены рядом, скелет слева протягивает правую руку, чтобы коснуться лица соседа. Они оба обнимают друг друга и имеют явные признаки тяжелых увечий, которые стали причиной их смерти. Один скелет принадлежал молодому человеку 19–22 лет. Другой - 30–35 лет (учёные склоняются к тому, что он также был мужчиной).
Borderlessness берёт начало у входа в галерею, под вывеской. Несколько кубов с прессованными останками автомобилей смотрятся как бесценный подарок из актуальной современности археологам светлого будущего. Внутри полная света галерея разделена кирпичной стеной с аккуратными прорехами. Абстрактные, сочащиеся цветом акрилы, внешне небрежные рисунки, планшет с видео как ненавязчивые указатели на туристическом маршруте направляют зрительскую мысль и эмоции. Куда?
Искусствовед Мариа Арусоо предлагает свою, не чуждую поэтической гиперболизации версию, плавно перетекающую в новый вопрос: «В основе выставки Мерике Эстна, Хайме Лобато и Хасанлу Армастаджад - границы, безграничность и их множественные значения. Границы могут действовать как разделители, ограничители и определитель миров - они разделяют, но также защищают. Тем не менее, безграничность может привести к синтезу бесконечных возможностей … Что останется от нашей цивилизации, если взглянуть на нее через тысячи лет?..»
Любовь и поэзия – нераздельны. Со времён отца современного rapping-style Гомера. И Mare Balticum (Балтийское море действительно волнуется в полусотне метрах от галереи, ставшей единственно возможным пространством Borderlessness, потому не слишком кощунствуя подправим «к случаю», сохраняя размер, Осипа Эмильевича) витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью. В нашем случае, пожалуй, к изголовью самой продвинутой галереи Эстонии, что сверкает в одном из самых гламурных районов эстонской столицы.
Текст: Пауль Эритарк, Таллин
Иллюстрации: Олег Серебряков, Архив Прииска, ФБ-страница галереи Temnikova&Kasela
На иллюстрации: Мерике Эстна, Хайме Лобато, Хасанлу Армастаджад. I am an Empty Vessel. 2021