Всемирный кочевник с цыганским характером, международный фестиваль перформанса Diverse Universe вернулся на родину. Вечером 15 апреля 2015 года в Таллинском Доме искусств художники Греции, Финляндии, Германии, Франции, США, Мексики, Китая и, разумеется, Эстонии представили свои произведения. Тон и ритм мероприятию, которое в самое ближайшее время снова охватит и другие площадки Европы, задал 42-летний финский участник панк-группы Cleaning Women Ристо Пуукунен. Звуковые линии, извлеченные из самодельного гибрида гитары и синтезатора, причудливым рисунком заполнили объемы главного выставочного зала Союза эстонских художников.
Финский участник панк-группы Cleaning Women Ристо Пуукунен
Напомним, фестиваль перформанса, призванный популяризировать актуальное искусство, где время, место и тело художника призваны выражать некие чувства и смыслы, стартовал в Эстонии в 1999 году, в 2005 году сменил название на Diverse Universe, чтобы соответствовать реалиям многообразного мира. И за десятилетие, умело находя фондовую и спонсорскую поддержку, сумел доказать городу и миру, что Европа ему тесна, отмечаясь и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, привлекая новых участников, но не меняя лоскутный нрав.
В перформансе главное чувство, выражаемое художником, свободная зрительская интерпретация увиденного, считает Ал Палдрок (1969 г.), профессор и художник, лидер Non Grata Performance Group и распорядитель Diverse Universe. По его мнению, художник чувствует так много, что, успевая выразить и передать свои чувства, не успевает это продумать и не ставит перед собой подобную задачу. Что это многих одновременно пугает и отталкивает от актуального искусства. Но Diverse Universe призван (помимо прочего) разрушить бытующий стереотип, открывая на практике возможности для «междисциплинарного перекрестного опыления между художниками разных национальностей».
*******
Свет мой зеркальце, скажи...
Фото "Ал Палдрок (1969 г.), профессор и художник, лидер Non Grata Performance Group и распорядитель Diverse Universe" удалено по просьбе профессора... а ведь фото это тоже искусство и оно не обязано нравиться.
Автор данной ремарки фотограф Александр Пахарев.
*******
Перформанс греческой команды.
Перформанс греческой команды.
Перформанс греческой команды.
Искусство прежде всего игра, пожалуй, так стоит определить избыточно театральный перформанс условно греческой команды. В белом пространстве не чуждая целлюлиту дева в неглиже, но при ангельских крылышках недолго наслаждается одиночеством и белизной. Сперва на сцену входит дева в желтом, щедрая на желтую краску и желтый скотч, затем к ней присоединяются товарки в красном и черном. В ход без скупости идут соответствующие краски. Диалог между ними не складывается, сами героини перформанса (и некогда стерильно белое пространство) окрашиваются мешаниной цветов, как монитор взбесившегося компьютера. Некоторую вялость происходящего посильно искупает музыкальное сопровождение и… И перепачканные красками художницы гордо покидают зал.
Niña Yhared (1814) вместе с ассистенткой.
В игру включили и желающих зрителей...
...эффект одинокой «сладкой женщины» Niña Yhared (1814).
Перформансист из Мексики Niña Yhared (1814) вместе с ассистенткой из Китая Ксиао Фуронг представили философско-эротическое действо, похоже, впитавшее в себя элементы сельской магии мексиканских крестьян. Насыпав сахаром на полу названия MEXICO и CHINA, почти обнаженная Niña Yhared (1814) обсыпала сахаром и себя, с головы до ног. Далее под томительный аккомпанемент Ристо Пуукунена обе героини то устремляясь друг к другу, то мучительно расставаясь, возложили себе на плечи деревянные брусы, телами и тенями обыгрывая образ распятия… В игру включили и желающих зрителей. Выразительные эротические движения художниц завершились обливанием Niña Yhared (1814) топ-лесс сахарным сиропом. Горящие на полу свечи усилили драматический (и, наверное, магический) эффект одинокой «сладкой женщины». Творчество Niña Yhared (1814) хорошо известно поклонникам жанра по обе стороны Атлантического океана.
Адам Роуз из Чикаго.
32-летний Адам Роуз из Чикаго, занимающийся искусством перформанса последние 6 лет, обыграл в своем действе популярный в массовой культуре жанр стэнд-апа. Представ перед зрителем в девичьем прикиде, молодой человек путем нехитрого опроса выяснил, что лишь один человек из зрителей владеет польским языком. И попросив зачитать на польском некий загодя подготовленный текст, выполнил несколько синкопированных па, иллюстрируя сказанное. Такой вот дебют американского художника в Европе приключился. Впрочем, не менее весело прошел показ перформанса эстонского коллектива Billeneeve & co: дамское трио в белых и черных надувных шарах, с убедительным надуванием черных шаров и разбиванием ледяных плит. Итоговое выступление вечера также выполнили местные дамы. Барбара Лехтна и Хелен Соловьев представили как бы дискотечный танец с элементами анти-стриптиза: девушки почти в такт музыке надевали на себя майку за майкой, в конце дружно облачившись в кителя младшего командного состава ракетных войск и артиллерии Советской армии.
Billeneeve & co: убедительное надувание черных шаров.
Фредерик Крауке (1981 г.) на фоневидео скотобойни.
В центре апрельского вечера Diverse Universe оказался немецкий художник Фредерик Крауке (1981 г.) со своей парижской командой. Его перформанс с полным обнажением, разбиванием лица в кровь, обсыпанием мукой, обливанием воском и финальным поджогом на себе клочьев шерсти (это игра почти всерьез и на грани) развернулся на фоне транслируемого на большой экран видео с кадрами скотобойни, поедания фаст-фуда, золотых слитков и улыбчивого ребенка в последней стадии ожирения. Крауке до 2010 года обучался в студии изящных искусств Французского университета искусств и берлинском классе Вольфганга Патрика и, судя по таллинскому выступлению, глубоко познал мэйнстрим европейского перформанса, который на новом технологическом витке возвращается к чаплинскому образу маленького человека, угодившего на конвейерную ленту реальности.
Фредерик Крауке (1981 г.) на фоне видео поедания фаст-фуда.
Фредерик Крауке (1981 г.) в огне.
Можно сказать, что перформансы художников Niña Yhared (1814) и Фредерика Крауке вернули в таллинский мир магию. Пусть и слегка подержанную.
Олег Серебряков,
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia специально для проекта Прииск.
Фото: Александр Пахарев. (Фредерик Крауке (1981 г.) Фрагмент перформанса на Diverse Universe)