Возвращается ветер на круги своя… Как не вспомнить мудрого старину, назвавшего себя Екклезиастом, говоря об одной из козырных выставок текущего эстонского лета? С 19 июля по 7 августа 2019 года таллинская Vabaduse galerii показала совместный проект израильтян Тэнно Соостера и Сергея Бунькова Trails. Circulum Serpentibus («Следы. Кольцо Змея»).
Тэнно Пент Соостер (1957) уже знаком и эстонским любителям изящных искусств, и стенам столичной Vabaduse galerii, возглавляемой искусствоведом старой закалки госпожой Реэт Варблане. Его партнёр Сергей Буньков (1965) в эстонском арт-пространстве новичок (разумеется, в традиционном, нетоксичном смысле этого слова). Оба художника живут и работают в Израиле.
Работа С. Бунькова.
Если Тэнно Пент Соостер воспитывался в продвинутом кругу московских соратников своего отца Юло и, по собственным словам, сформировался как художник в «Союзмультфильме», то становление Сергея Бунькова прошло почти на границе Китая. Буньков обучался в художественной школе Благовещенска, затем в педагогическом университете Хабаровска. Если Соостер погружался в природу преимущественно на летних каникулах у дедушки на острове Хийумаа – Буньков со средой неурбанизированной знаком куда короче. Однако, именно госпожа природа объединили обоих израильских художников.
Инсталляция Ю. Соостера.
Человек и природа – тема далеко не новая (и потому коварная), однако, весьма просторная. Говоря проще, вместительная это тема. Судя по таллинской выставке израильские художники нашли в ней своё место. Circulum Serpentibus - третье совместное выступление Соостера и Бунькова, художников, конечно, разных, но в рамках «Кольца Змея» порой до неразличимости схожих.
Совместная работа Ю. Соостера и С. Бунькова.
Да, Соостер легок, изящен, графичен. Чувствующий свет и вслушивающийся в звучание цвета Буньков – нетороплив и ветхозаветно рефлексивен. Но оба художника, что подметила эстонская критика, «связаны друг с другом особым интересом к разнообразию природы».
Ю. Соостер. Рыбку -Ам. 2018.
Соостера буквально завораживают метаморфозы формы как части времени-пространства, в котором сосуществуют и наслаиваются друг на друга фантазии, воспоминания, реалии недавнего прошлого. Он точно развернул перед зрителем режиссерский сценарий анимационного фильма, воплощая в череде визуальных образов некую мелодию, зашифрованную в графически листах Бунькова. Иные из которых заставляют вспомнить основательные средневековые слюдяные окна, осторожно, скупо пропускающие свет.
Ю. Соостер. Заметки художнику.
Впрочем, этот художник действительно отдал щедрую дань специфической работе со стеклом: некоторые стеклянные произведения Бунькова весят почти полный пуд - не всякая стена выдержит. Увы, несмотря на всю гибкость «Кольца Змея», в Таллине была представлена лишь «бумажная» ипостась Сергея. Но сказать, что это как-то негативно отразилось на проекте, нельзя.
Плакат таллинской выставки Trails. Curriculum Serpentibus.
Выставка (лаконичная, как порыв заморского ветра) получилась. Загадочная, точно лабиринт, в котором заблудилось эхо стихов 33-ей части Танаха, Книги Екклезиаста: всему своё время…
Олег Серебряков, Таллин (текст).
Архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Т. Соостер. Инсталляция с фотографиями отца и матери.