Возвращается ветер на круги своя… Как не вспомнить мудрого старину, назвавшего себя Екклезиастом, говоря об одной из козырных выставок текущего эстонского лета? С 19 июля по 7 августа 2019 года таллинская Vabaduse galerii показала совместный проект израильтян Тэнно Соостера и Сергея Бунькова Trails. Circulum Serpentibus («Следы. Кольцо Змея»).
Тэнно Пент Соостер (1957) уже знаком и эстонским любителям изящных искусств, и стенам столичной Vabaduse galerii, возглавляемой искусствоведом старой закалки госпожой Реэт Варблане. Его партнёр Сергей Буньков (1965) в эстонском арт-пространстве новичок (разумеется, в традиционном, нетоксичном смысле этого слова). Оба художника живут и работают в Израиле.
Если Тэнно Пент Соостер воспитывался в продвинутом кругу московских соратников своего отца Юло и, по собственным словам, сформировался как художник в «Союзмультфильме», то становление Сергея Бунькова прошло почти на границе Китая. Буньков обучался в художественной школе Благовещенска, затем в педагогическом университете Хабаровска. Если Соостер погружался в природу преимущественно на летних каникулах у дедушки на острове Хийумаа – Буньков со средой неурбанизированной знаком куда короче. Однако, именно госпожа природа объединили обоих израильских художников.
Человек и природа – тема далеко не новая (и потому коварная), однако, весьма просторная. Говоря проще, вместительная это тема. Судя по таллинской выставке израильские художники нашли в ней своё место. Circulum Serpentibus - третье совместное выступление Соостера и Бунькова, художников, конечно, разных, но в рамках «Кольца Змея» порой до неразличимости схожих.
Да, Соостер легок, изящен, графичен. Чувствующий свет и вслушивающийся в звучание цвета Буньков – нетороплив и ветхозаветно рефлексивен. Но оба художника, что подметила эстонская критика, «связаны друг с другом особым интересом к разнообразию природы».
Соостера буквально завораживают метаморфозы формы как части времени-пространства, в котором сосуществуют и наслаиваются друг на друга фантазии, воспоминания, реалии недавнего прошлого. Он точно развернул перед зрителем режиссерский сценарий анимационного фильма, воплощая в череде визуальных образов некую мелодию, зашифрованную в графически листах Бунькова. Иные из которых заставляют вспомнить основательные средневековые слюдяные окна, осторожно, скупо пропускающие свет.
Впрочем, этот художник действительно отдал щедрую дань специфической работе со стеклом: некоторые стеклянные произведения Бунькова весят почти полный пуд - не всякая стена выдержит. Увы, несмотря на всю гибкость «Кольца Змея», в Таллине была представлена лишь «бумажная» ипостась Сергея. Но сказать, что это как-то негативно отразилось на проекте, нельзя.
Выставка (лаконичная, как порыв заморского ветра) получилась. Загадочная, точно лабиринт, в котором заблудилось эхо стихов 33-ей части Танаха, Книги Екклезиаста: всему своё время…
Олег Серебряков, Таллин (текст).
Архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Т. Соостер. Инсталляция с фотографиями отца и матери.