На наш взгляд, в эстонском национальном искусствоведении давным давно пора вводить отдельный раздел, посвящённый здравствующей легенде художественного мира страны Юри Арраку. Ну кто ещё настолько известен и узнаваем как в республике, так и за её пределами? Надо выделить бюджетные средства и приняться за написание учебника под названием «Введение в Арраковедение» для Эстонской художественной академии. Вопрос, как принято говорить, перезрел. В этом смысле выставку Музея Миккеля «Молодой Юри Аррак. Штормы и формы» вполне можно считать почти добротным паллиативом вводной главы нашей перспективной идеи.
Посвящённый частным коллекциям Музей Миккеля – юный смарагд в диадеме музеев Эстонского художественного музея КУМУ. Он возник на основе подаренной в 1994 году Эстонскому художественному музею антикваром и собирателем Йоханнесом Миккелем (1907-2006) коллекции искусства в и справедливо назван в честь дарителя. Экспозицию открывшейся 18 сентября 2021 года выставки «… Штормы и формы» составили предоставленные частными коллекционерами работы начала творческой деятельности Ю. Аррака. Господа Андрес Эйларт, Пекки Эрелт, Рейго Куйвйыги, Калле Лаасберг, Свен Пертенс и Маргус Пунаба сделали широкий жест, предоставив на широкий показ уникальные произведения из своих собраний.
Показ всего частного собрания или какой-либо выборки из него «под тему» – дело, вообще-то, крайне деликатное, требующее глубокого погружения как в предмет, так и во внутренний, обычно невероятно сложный мир самого коллекционера. Этот процесс сродни попытке сложить новую картинку из совершенно разных пазлов. Что, согласимся, не каждому по плечу. Кураторы «Молодого Юри Аррака …» Александер Метсамярт и Тынис Татар безусловно постарались раскрыть заявленную тему, показать начало творческого пути художника в 1960-х и его «постепенное формирование на протяжении 1970-х». Но за этим стремлением как-то размылась индивидуальность собирателей, почти совершенно не прочитывается эклектичный контекст эпохи, когда Аррак становился тем Арраком, которого не знает только ленивый.
Понять феномен становления Аррака вне всесоюзного пространства «Другого искусства» вряд ли возможно. При всей своей обособленности эстонское искусство, зажатое в тиски «национального по форме, социалистического по содержанию» подхода, тысячами нитей было связано с арт-миром СССР. Оно не только во многом являлось маяком для неофициального, "непарадного" искусства Москвы и Ленинграда, но и впитывало в себя энергетику, идущую с Востока. Как из ручьев рождается река, так и Аррак наполнялся идеями западных (почти запретных за пределами Прибалтики) художников и московских, ленинградских «внесистемщиков», у каждого из которых есть имя. Увы, чего нет, того нет - не видать эти взаимосвязи на выставке в Музее Миккеля.
Может быть, организаторы слишком увлеклись декоративной стороной показа (оформителем выставки выступил Пеэтер Лауритс, вопросы графического дизайна решала Кюлли Каатс), местами просто проваливаясь в цветовой инфантилизм, создавая пространство, где порой и произведения художника смотрятся излишеством? Может быть… Диснейлэндизация экспозиции сегодня в моде. Но Аррак гораздо шире и глубже быстротекущей моды. Аррак не старомоден, он вне моды, вне развлечения. Он почти по-русски литературоцентричен: «Центральную роль в картинах Аррака всегда играет повествование, сюжет, история. Несколько анекдотичные фигуры составляют часть сцены с необычными ситуациями, которые вызывают в зрителе желание «прочесть» и постараться понять этот рассказ,» - ювелирно констатирует путеводитель выставки. В ранних работах художника буквально видны его динамичные интересы и приоритеты, слышно дыхание времени, а годы внутреннего роста визуально осязаемы, как ступени...
Наш низкий поклон подлинным энтузиастам, эстонским собирателям, сохранившим эхо минувшего, его «штормы и формы».
Выставка продлится до 1 февраля 2022 года.
Текст: Пауль Эритарк, Таллин
Иллюстрации: Олег Серебряков, Таллин
На иллюстрации: Юри Аррак. Застолье. 1970-е гг., х., м.