На наш взгляд, в эстонском национальном искусствоведении давным давно пора вводить отдельный раздел, посвящённый здравствующей легенде художественного мира страны Юри Арраку. Ну кто ещё настолько известен и узнаваем как в республике, так и за её пределами? Надо выделить бюджетные средства и приняться за написание учебника под названием «Введение в Арраковедение» для Эстонской художественной академии. Вопрос, как принято говорить, перезрел. В этом смысле выставку Музея Миккеля «Молодой Юри Аррак. Штормы и формы» вполне можно считать почти добротным паллиативом вводной главы нашей перспективной идеи.
Посвящённый частным коллекциям Музей Миккеля – юный смарагд в диадеме музеев Эстонского художественного музея КУМУ. Он возник на основе подаренной в 1994 году Эстонскому художественному музею антикваром и собирателем Йоханнесом Миккелем (1907-2006) коллекции искусства в и справедливо назван в честь дарителя. Экспозицию открывшейся 18 сентября 2021 года выставки «… Штормы и формы» составили предоставленные частными коллекционерами работы начала творческой деятельности Ю. Аррака. Господа Андрес Эйларт, Пекки Эрелт, Рейго Куйвйыги, Калле Лаасберг, Свен Пертенс и Маргус Пунаба сделали широкий жест, предоставив на широкий показ уникальные произведения из своих собраний.
![Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 1 Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 1](http://priisk.org/wp-content/uploads/2021/10/04.jpg)
Показ всего частного собрания или какой-либо выборки из него «под тему» – дело, вообще-то, крайне деликатное, требующее глубокого погружения как в предмет, так и во внутренний, обычно невероятно сложный мир самого коллекционера. Этот процесс сродни попытке сложить новую картинку из совершенно разных пазлов. Что, согласимся, не каждому по плечу. Кураторы «Молодого Юри Аррака …» Александер Метсамярт и Тынис Татар безусловно постарались раскрыть заявленную тему, показать начало творческого пути художника в 1960-х и его «постепенное формирование на протяжении 1970-х». Но за этим стремлением как-то размылась индивидуальность собирателей, почти совершенно не прочитывается эклектичный контекст эпохи, когда Аррак становился тем Арраком, которого не знает только ленивый.
![Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 2 Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 2](http://priisk.org/wp-content/uploads/2021/10/03.jpg)
Понять феномен становления Аррака вне всесоюзного пространства «Другого искусства» вряд ли возможно. При всей своей обособленности эстонское искусство, зажатое в тиски «национального по форме, социалистического по содержанию» подхода, тысячами нитей было связано с арт-миром СССР. Оно не только во многом являлось маяком для неофициального, "непарадного" искусства Москвы и Ленинграда, но и впитывало в себя энергетику, идущую с Востока. Как из ручьев рождается река, так и Аррак наполнялся идеями западных (почти запретных за пределами Прибалтики) художников и московских, ленинградских «внесистемщиков», у каждого из которых есть имя. Увы, чего нет, того нет - не видать эти взаимосвязи на выставке в Музее Миккеля.
![Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 3 Юри Аррак. Долгое эхо минувшего 3](http://priisk.org/wp-content/uploads/2021/10/02.jpg)
Может быть, организаторы слишком увлеклись декоративной стороной показа (оформителем выставки выступил Пеэтер Лауритс, вопросы графического дизайна решала Кюлли Каатс), местами просто проваливаясь в цветовой инфантилизм, создавая пространство, где порой и произведения художника смотрятся излишеством? Может быть… Диснейлэндизация экспозиции сегодня в моде. Но Аррак гораздо шире и глубже быстротекущей моды. Аррак не старомоден, он вне моды, вне развлечения. Он почти по-русски литературоцентричен: «Центральную роль в картинах Аррака всегда играет повествование, сюжет, история. Несколько анекдотичные фигуры составляют часть сцены с необычными ситуациями, которые вызывают в зрителе желание «прочесть» и постараться понять этот рассказ,» - ювелирно констатирует путеводитель выставки. В ранних работах художника буквально видны его динамичные интересы и приоритеты, слышно дыхание времени, а годы внутреннего роста визуально осязаемы, как ступени...
Наш низкий поклон подлинным энтузиастам, эстонским собирателям, сохранившим эхо минувшего, его «штормы и формы».
Выставка продлится до 1 февраля 2022 года.
Текст: Пауль Эритарк, Таллин
Иллюстрации: Олег Серебряков, Таллин
На иллюстрации: Юри Аррак. Застолье. 1970-е гг., х., м.