Фотография не просто отражает время. Как зеркало. Фотография замораживает его срез. И при этом способна рассказать об изображаемом не меньше, чем об изображающем. Отнюдь. С 15 мая по октябрь 2015 года в помещениях Факультета журналистики С-Пб.ГУ проходит выставка фотографий «Tall2013» Василия Бертельса (1950 г.). Работы формально повествуют об эстонской столице и ее жителях в 2013 году, но по сути раскрывают перед зрителем причудливый внутренний мир российского художника.
«Сверхзадача этой выставки, - говорит художник, - исчерпывается тремя словами: цвет, свет и композиция». В этом определении не трудно заметить толику свойственного питерцам лукавства. Неожиданные ракурсы пригородов и делового центра эстонской столицы, линии оград и отражений образуют как бы клетку, в которой экзотическими птицами вспыхивают цветовые пятна, лица случайных прохожих и самого фотографа. Образ мегалитической клетки доминирует над заявленной дидактикой, открывая зрителю совсем далекие от формального обучения будущих дизайнеров смысловые сферы.
Бертельс, один из лидеров почившего в бозе ленинградского фотоклуба «Зеркало», рассматривает фотографию как еще один инструмент в своем богатом арсенале. Фотография, по словам художника, лишь внешне проста и доступна: помимо сугубо технической культуры (уже полуторавековой!) она имеет открытые только ей возможности. Некоторые мысли возможно выразить исключительно при ее посредстве. Да, фотография сегодня стала самым массовым видом изобразительного искусства, искусительно доступным. Однако по-прежнему снимает не камера, а человек. И никакая техническая революция этого не изменит.
Чтобы убедиться – достаточно посетить «Tall2013», доступ куда, увы, ограничен строгим чоповцем на университетской вахте.
К.Б.
На иллюстрациях: фотографии с выставки «Tall2013»