Частные коллекции, наверное, одна из самых прекрасных и самых потаенных частей закромов Родины (в самом широком смысле слова «Ро-ди-на»). Потому, каждый публичный показ хотя бы малой части искусства из частных собраний просто обречён быть событием в культурной жизни той или иной страны. 3 апреля 2019 года московская «Галерея искусств Даев,33» совместно с Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров открыла выставку «Юлий Юльевич Клевер. 1850-1924». Экспозицию составили произведения художника из частных собраний Москвы и Петербурга.
На открытии выставки. Директор «Галереи искусств Даев,33» Александр Киселев беседует с коллекционером Валерием Дудаковым.
Поводом для этого значимого показа послужило предстоящее в 2020 году 170-летие со дня рождения Юлия Юльевича Клевера, русского художника-пейзажиста, профессора Императорской Академии художеств. «Юлий Клевер не менее популярен в России, чем Репин, Айвазовский, Куинджи. Его имя известно не только миру художников, и следящим за русским искусством, но и глухой провинции и даже деревне», - так в 1922 году писали в статьях к пятидесятилетию творческой деятельности художника.
На выставке «Юлий Юльевич Клевер. 1850-1924».
Картины Ю.Ю. Клевера были весьма популярны среди современников художника: его пейзажи приобретались знаменитыми коллекционерами, членами императорской семьи, постоянно репродуцировались в периодических изданиях.
Фрагмент одной из работ Ю.Ю. Клевера "Зимний вечер"
Ю.Ю. Клевер родился в 1850 году в Дерпте (ныне Тарту) в семье преподавателя химии Дерптского Ветеринарного института. В 1867 году, после окончания гимназии, поступил в Императорскую Академию художеств, учился у С. М. Воробьёва и М. К. Клодта. В 1870 получил малую и большую серебряные медали за этюды «Из Дерпта» и «Из Царского села», но в 1871 году ушел из Академии, не окончив полного курса обучения. Однако это не помешало ему в самостоятельном развитии - его картины начинают пользоваться огромной популярностью у публики. Пейзажи этого периода отличаются лиричностью, элегическим воплощением ностальгических мотивов. В 1878 году Клеверу был удостоен звания академика.
На выставке «Юлий Юльевич Клевер. 1850-1924».
В поисках вдохновения и новых сюжетов Юлий Клевер в компании своего друга, актера Василия Васильевича Самойлова, отправился в 1879 в поездку на остров Нарген, расположенный в северной части Эстонии, в Финском заливе. Поездка оказалась весьма значимой в эволюции художника. Романтическая и суровая северная природа, новая тема искусства Клевера, стала настоящим открытием в русском пейзаже второй половины XIX века. Одну из пяти картин, написанных на острове («Лес на острове Нарген») приобрел П. М. Третьяков, другую («Остров Нарген») - великий князь Алексей Александрович, а «Лес зимой» - сам император Александр III!
Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Зимний пейзаж (1897, х., м., 102.5х129. Экспертиза Государственный Русский музей).
Но и у востребованности есть изнанка. В конце 1880-х годов, по свидетельству современников, «достигшая апогея популярность Клевера сыграла с ним злую шутку» и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные работы “Клевер и мастерская”.
Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Дача в окресностях Петербурга (1909, х., м., 56.5х56.5. Экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря).
А в 1890-х годах произошли весьма неприятные события - его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева. Художник тяжело переживал произошедшее и, по совету друзей, на некоторое время уехал из России («пока вся эта финансово-судебная история не забудется»). По возвращению Юлий Юльевич устроил несколько персональных выставок в Москве и Петербурге, а также совершил многочисленные творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. После революции он жил в Петрограде (Ленинграде), преподавал в Академии художеств, а затем заведовал кафедрой монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной, продолжая писать. В самое сложное время его, как и других художников, поддерживало Общество художников имени А. И. Куинджи.
Умер Юлий Юльевич Клевер в 1924 году в Ленинграде.
В советское время имя художника, если и упоминалось в искусствоведческих исследованиях, то исключительно в негативном контексте как одного из представителей буржуазного салонного искусства. Только в 1971 году в книге «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» впервые была опубликована объективная статья о жизни и творчестве художника. Произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, других музеях России.
На открытии выставки. В цетре Алексей Савинов, научный сотрудник Отдела личных коллекций ГМИИ Пушкина.
На выставке в галерее «Даев,33» представлено 20 живописных работ, практически не известных даже любителям русского пейзажа. Среди показываемого произведения 1880-х -1910-х годов: «Парк в Мариенбурге», «На Рижском взморье», «Закат в лесу», «Пейзаж с домиком. Любань», «Старая мельница» и т.д. Примечательно, что это первая персональная выставка Клевера в Москве за последние 100 лет.
Плакат выставки «Юлий Юльевич Клевер. 1850-1924».
Выставка «Юлий Юльевич Клевер. 1850-1924» в Даевом переулке, 33 открыта для посещения по 1 июня 2019 по будням с 12:00 до 19:00, по субботам с 12:00 до18:00.
А. С., Москва (текст).
М. Б., Москва (иллюстрации).
На иллюстрации:Ю.Ю. Клевер (1850-1924). Зимний вечер в деревне (1919, х., м., 32.2х53.5. Экспертиза ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря).