Кто ждёт - всегда дождётся

Превеликими затейниками да затейницами богат был век XVIII. Особенно на просторах империи Российской. Не только рессорные кареты с зеркальными стеклами покатились по улицам Санкт-Петербурга вместо колымаг и фряжские вина заменили меды, свои ананасы репу и заливное из солёных лимонов. Один ледяной дворец Анны Иоанновны никакому Людовику во сне бы не привиделся! У «Белой дьяволицы» в Летнем саду стоял гвардейский караул, оберегая высокое искусство. Появилась в домах светская литература, на стенах - картины и гравюры сперва мастеров заморских, а потом и собственно российской работы…

С 5 августа 2021 года с графическим наследием трёхсотлетней выдержки может соприкоснуться всякий желающий: в Хлебном доме московского музея-заповедника «Царицыно» будет открыта выставка графики XVIII века. В экспозиции – более 70 графических листов, некоторые из которых до этого момента ни разу не экспонировались. Этот камерный, но весьма амбициозный проект подготовлен музеем-заповедником «Царицыно» совместно с Клубом коллекционеров графики.

Кто ждёт - всегда дождётся 1
Основатель Клуба коллекционеров графики, московский собиратель, куратор и антиквар господин С. Подстаницкий

Клуб коллекционеров графики весьма (а по музейным меркам бесстыдно) юн. Он основан год назад московским собирателем искусства и куратором Сергеем Подстаницким, человеком широко известным в узких кругах. «Клуб начался с сообщества в фейсбуке, созданного во время первого локдауна, - поясняет господин Подстаницкий. - Однако несмотря на сложное время мы организовали и провели выставки, посвященные графическим портретам и архитектурным наброскам. Экспозиция в “Царицыне” уже четвертая по счету…» В показе Хлебного дома примут участие 11 российских коллекционеров (некоторые впервые выставятся на музейной площадке). Хрупкие, требовательные в хранении, дожившие до наших дней лишь благодаря заботе нескольких поколений коллекционеров листы – выполненные карандашом, акварелью и особо популярной в XVIII веке пастелью – будут выставлены в залах Хлебного дома.

Кто ждёт - всегда дождётся 2
Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны. Около 1795 г. Из собрания Т. Алексеевой и А. Гостева

Графика поры Просвещения отличается от графики других исторических периодов. Изящество, легкость, требовательность к исполнительскому мастерству как ответ на возросший спрос, вольный выбор тематики и персонажей – все это характеризует даже не столько саму графику, сколько причудливый XVIII век в целом. При этом, по словам С. Подстаницкого, коллекционируют графические произведения этого периода очень немногие: «Куда проще собирать графику XX века, к примеру, вы покупаете лист начала 1920-х годов, храните его, год от года он дорожает, становится ценнее, а вы – богаче». С рисунками Франсуа Буше или Томаса Лоуренса, великих художников XVIII века, дела обстоят иначе. Они стоят тысячи долларов сегодня и будут стоит столько же через пятьдесят и через сто лет. «Коллекционировать графику трехсотлетней давности можно только по любви», – резюмирует Сергей Подстаницкий.

Кто ждёт - всегда дождётся 3
Пьетро ди Готтардо Гонзаго (Гонзаго). Архитектурная фантазия. Конец XVIII – начало XIX в. Из собрания Т. Алексеевой и А. Гостева

«Выставки из частных собраний становятся все популярнее в последнее время, – говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Наш музей давно и плодотворно сотрудничает с современными коллекционерами, отдавая должное их самоотверженному труду и любви к искусству. Мы охотно предоставляем им выставочные залы и каждый раз с большим интересом ждем новых оригинальных проектов».

Кто ждёт – перефразируем припев «Песни о весёлом ветре» из советского фильма «Дети капитана Гранта»? - всегда дождётся! Ведь август на дворе.

Текст: Михаил Богуславский, Москва

Иллюстрации: Музей-заповедник «Царицыно», архив Прииска

На иллюстрации: Иоганн Барду. Портрет молодого человека в жёлтом кафтане. 1770-1780-е гг. Из собратния С. и Т. Подстаницких

P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Последняя тайна Караваджо. Последняя?
Будет ли когда-нибудь раскрыта тайна смерти художника? Да и последняя ли она? ...
Далее
За Пушкина в ГУЛАГ. Художник Юстицкий
В московской галерее «Открытый клуб», которую следовало бы, по правде, назвать институтом-тусовкой, открылась выставка «Пушкинская сюита», акварелей середины 1930-х ...
Далее
Много секса? И слава Богу! Венецианская биеннале глазами берлинского галериста
Далее
Удовлетворить и удивить
Далее
Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее