Кто ждёт - всегда дождётся

Превеликими затейниками да затейницами богат был век XVIII. Особенно на просторах империи Российской. Не только рессорные кареты с зеркальными стеклами покатились по улицам Санкт-Петербурга вместо колымаг и фряжские вина заменили меды, свои ананасы репу и заливное из солёных лимонов. Один ледяной дворец Анны Иоанновны никакому Людовику во сне бы не привиделся! У «Белой дьяволицы» в Летнем саду стоял гвардейский караул, оберегая высокое искусство. Появилась в домах светская литература, на стенах - картины и гравюры сперва мастеров заморских, а потом и собственно российской работы…

С 5 августа 2021 года с графическим наследием трёхсотлетней выдержки может соприкоснуться всякий желающий: в Хлебном доме московского музея-заповедника «Царицыно» будет открыта выставка графики XVIII века. В экспозиции – более 70 графических листов, некоторые из которых до этого момента ни разу не экспонировались. Этот камерный, но весьма амбициозный проект подготовлен музеем-заповедником «Царицыно» совместно с Клубом коллекционеров графики.

Основатель Клуба коллекционеров графики, московский собиратель, куратор и антиквар господин С. Подстаницкий

Клуб коллекционеров графики весьма (а по музейным меркам бесстыдно) юн. Он основан год назад московским собирателем искусства и куратором Сергеем Подстаницким, человеком широко известным в узких кругах. «Клуб начался с сообщества в фейсбуке, созданного во время первого локдауна, - поясняет господин Подстаницкий. - Однако несмотря на сложное время мы организовали и провели выставки, посвященные графическим портретам и архитектурным наброскам. Экспозиция в “Царицыне” уже четвертая по счету…» В показе Хлебного дома примут участие 11 российских коллекционеров (некоторые впервые выставятся на музейной площадке). Хрупкие, требовательные в хранении, дожившие до наших дней лишь благодаря заботе нескольких поколений коллекционеров листы – выполненные карандашом, акварелью и особо популярной в XVIII веке пастелью – будут выставлены в залах Хлебного дома.

Иоганн Баптист Лампи Старший. Портрет Великой княгини Марии Фёдоровны. Около 1795 г. Из собрания Т. Алексеевой и А. Гостева

Графика поры Просвещения отличается от графики других исторических периодов. Изящество, легкость, требовательность к исполнительскому мастерству как ответ на возросший спрос, вольный выбор тематики и персонажей – все это характеризует даже не столько саму графику, сколько причудливый XVIII век в целом. При этом, по словам С. Подстаницкого, коллекционируют графические произведения этого периода очень немногие: «Куда проще собирать графику XX века, к примеру, вы покупаете лист начала 1920-х годов, храните его, год от года он дорожает, становится ценнее, а вы – богаче». С рисунками Франсуа Буше или Томаса Лоуренса, великих художников XVIII века, дела обстоят иначе. Они стоят тысячи долларов сегодня и будут стоит столько же через пятьдесят и через сто лет. «Коллекционировать графику трехсотлетней давности можно только по любви», – резюмирует Сергей Подстаницкий.

Пьетро ди Готтардо Гонзаго (Гонзаго). Архитектурная фантазия. Конец XVIII – начало XIX в. Из собрания Т. Алексеевой и А. Гостева

«Выставки из частных собраний становятся все популярнее в последнее время, – говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Наш музей давно и плодотворно сотрудничает с современными коллекционерами, отдавая должное их самоотверженному труду и любви к искусству. Мы охотно предоставляем им выставочные залы и каждый раз с большим интересом ждем новых оригинальных проектов».

Кто ждёт – перефразируем припев «Песни о весёлом ветре» из советского фильма «Дети капитана Гранта»? - всегда дождётся! Ведь август на дворе.

Текст: Михаил Богуславский, Москва

Иллюстрации: Музей-заповедник «Царицыно», архив Прииска

На иллюстрации: Иоганн Барду. Портрет молодого человека в жёлтом кафтане. 1770-1780-е гг. Из собратния С. и Т. Подстаницких

P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее