События бывают минувшие и предстоящие. Как и бедствия, что поводом к праздникам, если верить «Истории города Глупова» пера М.Е.Салтыкова-Щедрина (а не верить писателю оснований нет, наша современность – аргумент стопудовый). Картина, которая ещё на мольберте в мастерской художника, вне всякого сомнения, событие предстоящее. О чём и речь.
В городке Каллавере, по факту восточном портовом спутнике Таллина, в мастерской широко известного в узких кругах ценителей искусства художника Дона Валери Григ де Калавераса (1953) потихоньку наливаясь красками зреет на холсте подлинное событие. Облачные слониха со слонёнком уже так беззаботно бредут по сочному вешнему небу, что хочется спросить-воскликнуть, куда вы, мол?! Куда слониха ведёт своего Дамбо, трогательно уцепившегося хоботом за мамашин хвост? Найдём ли ответ, если попытаемся разобраться, откуда они, безмятежные?
Классика - бессмертна! Де Калаверас. Чарли Чаплин (2012, х., м., 200х200, фото - де Калаверас).
«Где-то в средине апреля 2017 года, - вспоминает де Калаверас, - был очень солнечный и на редкость тёплый день. Я сидел на крыльце своей мастерской, слушал весенних птиц и смотрел на чистый холст, стоящий на мольберте внутри мастерской...» Тут к художнику пришёл друг. Они вынесли столик на лужайку перед мастерской и уселись пить чай, жмурясь на солнышке и просто болтая о разном. А когда друг ушел, Дон Валери взял кисти и начал писать небо. А потом туда пришли слоны. «Вот и идут по небу до сих пор, - улыбается художник, - и ждут, когда я их догоню и закончу эту работу» - зная мушкетёрский темперамент де Калавераса, уверен, и догонит, и закончит.
Однажды так было. Или ещё будет?... Картина "Великая битва" (2015, х., м., 380х250. ) в каллавереской мастерской де Калавераса (Фото - де Калаверас)..
Художник не только подписывает свои работы звучным, как ритм кастаньет, именем Дон Валери Григ де Калаверас, но и предпочитает, чтобы к нему обращались именно так, особо близким позволяя сокращать экзотическую для наших краёв ономастическую конструкцию до почти фамильярного «Дон Валери». Почему бы и нет? разве игра, в которой живёт и которой делится с нами художник, обрывается за пределом холста? Имя такая же часть игры, как и картины. Правда, чуть прозаичная. «После смерти мамы я начал подписывать свои картины Дон Валери Григ де Калаверас, - поясняет художник. – Где «де Калаверас» - девичья фамилия моей мамы, она испанка, и никакого отношения к деревне Каллавере в Эстонии моё имя не имеет. А моего отца звали Григорий – «Григ» отсюда».
Прости нас, Сальвадор, или наш поклон господину Дали: Де Калаверас. В ожидании Дон Кихота. (2009, х., м., 60х80. Фото - де Кадаверас)
Выпускник Киевского государственного художественного института (Кафедра монументальной и станковой живописи, профессор Т. Н. Яблонская) де Калаверас за 40 лет профессиональной работы, по своим подсчетам, создал примерно 2500 картин. Его произведения не обошли ни музеи (в украинском Запорожском художественном музее картина "Ночной диалог", в одном из японских музеев современного искусства "Смерть Гарсия Лорки"), ни частные коллекции (по словам художника, 200 картин продано в США, 450 картин в Англии, 35 картин в Японии, 1123 картины в Эстонии). Однако, куда отправятся шествующие над грешной землёй «Слоны», когда и чей зритель первым встретится с ними? – здравствуй, госпожа Неизвестность.
Де Калаверас. Движение времени. (2005, черная бумага, цветные карандаши, 140х90. Фото - де Калаверас)
«Их стезя, пока будет жить эта картина - просто идти по облакам, - говорит де Калаверас. - А куда? Для каждого зрителя, это его личная, зрителя, тайна».
Пусть, конечно, так оно и будет (тайна - тайна пока тайна).
Де Калаверас. Троица (2017, бумага, флуоросцентные акрил и карандаш, 140х115, фрагмент триптиха. Фото - де Калаверас).
Но, чёрт побери, куда же они идут, слоны из мастерской в Каллавере?!
Олег Серебряков (текст и фото)
На иллюстрации: Дон Валери Григ де Калаверас у "Слонов" в своей мастерской.