Вроде не грозит более Союзу художников Санкт-Петербурга принудительная ликвидация. Отбились от российского Минюста организованные художники. Не абы где – на судебной поляне отбились, что дорогого стоит. При поддержке культурной общественности, при понимании исполняющего обязанности губернатора Северной Пальмиры господина Беглова. Отбились. Но… Куда и где же ныне без «но»?
Письмо Михаила Шемякина в защиту СХ С-Пб.
Ныне опять собирают питерские художники подписи «друзей, коллег и просто неравнодушных граждан» под проектом нового коллективного обращения к и. о. губернатора, поскольку ОО «Санкт-Петербургский Союз художников» банально оказался без денег на свое существование. Впрочем, денег художники ни у кого не просят. Просят рассмотреть свои летние заявления «о возбуждении уголовного дела о мошенничестве», из-за которого Союз лишился кормившей его недвижимости. Художники просят Александра Дмитриевича Беглова «взять под контроль ход расследования в целях его ускорения и дальнейшего возврата собственности Союзу».
Здание СХ С-Пб. (фотография, 2018 год).
«До недавнего времени Союз сам был небедной организацией. – Пишут художники. - Но практически вся недвижимость Союза была передана компаниям и физическим лицам, связанным с бывшим председателем Чаркиным, в период его правления. Вот только несколько эпизодов:
- выставочные помещения Союза по адресу: СПб, Морская наб., дом 39, корп.2, площадью 443,1 кв. м. были сданы в аренду ООО «КСП «Итон» за 20 тыс. рублей в месяц на 20 лет!!! Долгосрочные договоры аренды были подписаны Чаркиным А.С. и собственником ООО «КСП «Итон» Жабыко Дмитрием Владимировичем, по совместительству - зятем Чаркина;
- выставочные помещения Союза по тому же адресу площадью 263,6 кв. м. были переданы в аренду ООО «КСП «Итон» бесплатно, только за возмещение коммунальных платежей, тоже на 20 лет!!!
- 50% ООО «Комбинат «Скульптура» (оценивается более 250 млн рублей) перешли к Чаркиной Марии Альбертовне и Павлову Юрию Михайловичу;
- Даже знаменитый Дом творчества художников «Староладожская дача» постигла такая же участь. Расположенный на правом берегу реки Волхов, напротив исторической Старой Ладоги, в бывшем имении князей Шаховских, переданный Леноблисполкомом в феврале 1945 года для организации творческой базы ЛОСХ – тоже приглянулся Чаркину и Жабыко. Их не смутила культурная значимость объекта для всего художественного сообщества. В XIX – начале XX века здесь бывали И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. А. Иванов, В. А. Серов, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев и другие. Здесь родился и был похоронен В. М. Максимов, академик живописи, художник-передвижник, писавший картины из жизни и быта крестьян. Николай Рерих, писавший в Старой Ладоге этюды с натуры в 1899 году, назвал вид, открывающийся с высокого берега, одним из лучших русских пейзажей. Но и этот исторический объект, многие десятилетия принадлежавший ленинградским художникам, был выкуплен компанией под руководством Жабыко Д. В. за смешные 157 тыс. рублей. Семейный подряд был отлажен: договор купли-продажи подписали тесть Чаркин Альберт Серафимович и зять Жабыко Дмитрий Валерьевич».
Н. К. Рерих. Старая Ладога (1899, этюд).
В результате, грустно констатируют петербуржцы, Союз обескровлен, сотрудники получают небольшую зарплату с задержкой, а культурные программы не могут быть реализованы, помещения требуют ремонта... Квартирный, короче говоря, поднимают художники вопрос. В его самом невесёлом изводе.
К. С. (текст).
Алексей Кирьянов, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: «Мотор» борьбы за СХ С-Пб. художник Алексей Кирьянов.