Подмосковная усадьба Горки всегда требовала к себе торжественного определение – «Ленинские». Действительно, что поделать если последние годы жизни В.И. провел в этой своего рода оранжерее, окруженный прислугой и телефонами, которые, правда, не способствовали его связи с внешним миром.
Несколько отодвинуть в тень истории память о вожде пролетариата попытались нынешняя дирекция усадьбы и столичный куратор, искусствовед Софья Багдасарова, представив в качестве альтернативы другую фигуру – Зинаиду Морозову (1867–1947), вначале жену, потом вдову выдающегося предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. Этой даме и посвящена выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой».
И это справедливо. Ведь именно ее заботами Горки и имеют свой нынешний цветущий вид (правда, и советская власть тут приложила руку - все же коммунистический мемориал). Зинаида Григорьевна после смерти супруга, продала Рябушинским «готический» особняк на Спиридоновке и, купив подмосковную в 1907 году, попросила почти что семейного морозовского архитектора Федора Шехтеля осовременить старый дом, не покушаясь при этом на его старинные классические формы. Зимний сад с его широкими окнами – почти что главное его творение.
Зинаида Григорьевна любила все броское – танцы, громкие звания (ее третий муж, генерал императорской свиты Анатолий Рейнбот добился, чтобы она была внесена в книгу дворянства Московской губернии), но главное - цветы и экзотические растения. Пальмы из ее зимнего сада с наступлением теплых дней выносились на пленэр. Некоторые из них, говорят, дожили до 1980-х годов. Кстати, украшали они и первую гражданскую панихиду В. И. в Горках.
Цветы Морозова не только обожала, но и дела с ними свой небольшой бизнес, снабжая ими московские цветочные магазины. Она их любила и в виде росписей фарфора и фаянса, и изображенными на обивках диванов, кресел и столешниц. Известно, что флоральные мотивы были распространены на рубеже веков. Оттуда же: «Снился мне сад в подвенечном уборе…» и «Белые, бледные, нежно-душистые грезят ночные цветы…». Поэтому присутствие живописи и графики Станислава Жуковского, Константина Коровина, Елены Поленовой, Константина Юона, Марии Якунчиковой и майолик Михаила Врубеля вполне уместно. Чего нельзя сказать о мельтешащих расцвеченных ряженных, якобы изображающих фигуры венецианского карнавала. Хотя…
Пусть продлится этот сон.
Текст: Михаил Боде, Москва
Иллюстрации: Михаил Боде
На иллюстрации: Пусть длится сон... Беглянка с венецианского карнавала у входа в музей-заповедник Горки Ленинские.