У каждого художника есть счастливая, урожайная пора. То есть такое время, такой сезон, когда всё складывается как нельзя удачнее. У таллинского скульптора Александра Литвинова (1956) – это, наверняка, осень. Так вот сошлось-получилось.
Александр Литвинов.
В сентябре 2012 в эстонской столице возле в те дни ещё строящегося храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» торжественно открыли бронзовый бюст покойного патриарха Алексия II литвиновской работы. В октябре 2016 муниципалитет Маарду, города-спутника Таллина, по итогам конкурса признал Александра победителем конкурса по увековечиванию памяти господина Быстрова, бывшего маардуского мэра.
А. Литвинов. Ворон (бронза, мраморный постамент).
Этим по-любому значимым триумфам художника предшествовали весомые конкурсы, требующие от участника и бронзовые, скажем мягко, нервы и железную уверенность в своих силах. Победителя конкурса на бюст Алексия II из 5 проектов определило жюри из 9 человек от православной церкви, таллинской городской управы и сообщества скульпторов. Воплощение в жизнь проекта Литвинова и архитектора Олега Жемчугова обошлось муниципалитету в €40 тыс., также авторы получили премию в размере €958.67. На конкурс по мемориалу маардускому мэру, покинувшему наш мир в октябре 2015 года, от 3 авторов поступило 10 идей. Наибольшую поддержку горожан и вдовы градоначальника, кому и было доверено окончательное решение, получило предложение Литвинова, но муниципалитет по-соломоновски премировал всю троицу конкурсантов (Александра Литвинова, Тауно Кангро и почтеннейшего Арсена Кляна) суммой по €500. Итоговая стоимость изготовления памятника Г. Быстрову на постаменте составила примерно €25 тыс.
Сотворение волка. Скульптор А. Литвинов за работой.
Однако, не официозом единым жив художник. Да и до игр на муниципальных этажах дорасти надо. Александр Литвинов в 1980 году окончил Таллинский художественный институт (кафедра скульптуры). С детства его сопровождал запах терпентина (сиречь скипидара), ведь отец Александра был живописец-любитель. Но Саше больше нравилось лепить, чем рисовать. «Не мог я понять, - вспоминает художник, - как на плоскости можно изобразить нечто трехмерное». Говоря об институтских временах Александр особо подчёркивает, что наряду со штатными преподавателями («палласовец» Энн Роос, Александер Каазик) своими учителями он считает и студентов, приезжавших на учебу в Таллин из других художественных училищ Союза. На институтские годы (1974-1980) приходится и выставочный дебют – в Москве на экспозиции студенческих работ Литвинов показал тематический рельеф по дереву. «На такую роскошь как бронза банально не оказалось средств», - комментирует Александр.
А. Литвинов. Три птицы (алюминий).
До 90-х годов Литвинов пробует себя в самых разных стилистических жанрах (реализм, конструктивизм, концептуализм). Его работы получают призы на конкурсах, экспонируются на республиканских и зарубежных выставках. Точно шаг за шагом, произведение за произведением - в творчестве Литвинова доминантой кристаллизуется анималистика, художника притягивает пластика движения зверя, зверь становится одним из способов увидеть человека. Не удивительно, что Литвинов регулярно побеждает в скульптурных конкурсах Таллинского зоопарка, где призеры получают возможность изготовить 3 бронзы: в музей, зоопарку и для себя. Не удивительна череда международных анималистических проектов 90-х и нулевых, где творчество Александра, ушедшего в малые формы, получает признание. Диплом Международной выставки M.C.A. в Каннах 2012 года достойно венчает эти десятилетия.
А. Литвинов. Троеборцы. Призы для состязания троеборцев (2018, бронза, мрамор).
Разумеется, почивать на вчерашних лаврах художник не собирается: «моя главная работа еще впереди». В его мастерской неподалеку от Петровского дворца в парке Кадриорг, в мансарде с видом на легендарное таллинское Певческое поле бронзовая рысь оценивающе вглядывается в новые формы, рождающиеся на рабочем столе. Три алюминиевые птицы чутко замерли над своими отражениями в алюминиевом потоке, точно сторожа хищно устремленных бронзовых троеборцев, которым вот-вот предстоит стать призами спортивного состязания на другом конце Европы. Остро гранёный ворон готовится взлететь с постамента, чтобы разрезать на доли прозрачный воздух осени…
Руки скульптора А. Литвинова.
Игры требовательного к себе скульптора продолжаются, выявляя звериное в человеке и человеческое в звере.
Олег Серебряков (текст).
Василий Бертельс (иллюстрации).
На иллюстрации: А. Литвинов (1956). Рысь (бронза).