Начать с того, что в Таллине нет метро. Пассажиры есть, а метро нету. Но когда за дело берется художник, кому любые стены да границы условны и вполне проницаемы, эта беда оказывается поправима. Пассажиры и экзистенциальный транспорт глобального мегаполиса (метрополитен) находят друг друга, чтобы на долгом-долгом перегоне от точки «А» до точки «Б» затеять карнавал. Почти по Бахтину. Почему почти? На карнавале художника Максима Симченко маски не надевают – их снимают. Однако, остальное, включая рокировку общепризнанно понимаемых «верха» и «низа», остается в силе.
Фрагмент экспозиции «Художественная выставка «М» в синем круге».
Новый проект Максима Симченко (1991) и Прииска «Художественная выставка «М» в синем круге» сегодня, 22 мая (то есть в День рождения нашего Прииска!) традиционно развернётся в гостеприимном пространстве витражной галереи-мастерской Domini Canes. Некогда кухня средневековых ревельских монахов-доминиканцев благодаря Максиму проявила свою доселе сокрытую ипостась крайнего вагона подземки. А что?! Столько столетий носила-нянчила она в своих каменных горстях самый разный народ –благословленную самим папой Гонорием III суровую нищенствующую братию, несущую послушание на кухне, мастеровой народ бетонного завода, работников кинематографа ЭССР, а ныне художников и туристов со всех концов белого света, - что подобная метаморфоза напрашивалась как бы сама собой. И произошла.
М. Симченко (1991). Ворона. Ворона. Ворона. 2.0. (2018, бумага, см. техника).
Как и герои экспозиции Симченко Domini Canes на время выставки сняла маску недвижимости. Пронизала пространства от Минска до Парижа*). И наполнилась десятками историй. Сказкой про трёх ворон-горгулий, одна из которых ничего не видит, другая – ничего не скажет, третья – ничего не слышит, байкой про троицу весёлых музыкантов под летним дождём, анекдотичным бытием хлюпика-хипстера, снами подростка у ночного окна. Зритель оказывается в мире игры без игры, предельно условном (как бумажный кораблик), но абсолютно честном, где герои «Художественной выставки «М» в синем круге» оказались сами собой, от тебя требуя того же – иначе эту музыку не услышать…
М. Симченко (1991). На диване. (2017-2018, бумага, см. техника).
Чтобы понять карнавал, его порой обжигающие аллюзии, взрывные узнавания, наверное, надо быть его частью. Надо оказаться вне привычной географии и отказаться от привычного осязания тока времени. Плевать хотевший на все предупреждения о вреде курения старик, глядящий на нас из мира после этой выставки (ведь одна из её работ уже изрядно как у него на стене), точно подсказывает, что время штука весьма ироничная, чувства юмора времени не занимать. Ну, да, точно пришёптывает старик, персонаж, пожалуй, ключевой работы экспозиции Максима, бывал я у вас и на прошлой выставке и на этой, с которой у меня, кстати, картинка, а теперь глядел бы, что тут делается, да всё уже видел.
Полный Екклезиаст!
Самое то для карнавала в метро. Не так ли?
Олег Серебряков (текст, иллюстрации).
На иллюстрации: М. Симченко (1991). On/Off. (2018, бумага, картон, см. техника, инсталляция).
P.S. Выставка продлится до 15.07.2018 года.
*) - Синяя литера «М» в синем круге – это эмблема одного из старейших метрополитенов планеты – метро столицы художников, города Парижа. Станция «Молодая» - одна из станций Минского метрополитена.