Люди склада нежного и романтического сравнивают это событие с восходом новой звезды. Люди нрава более «экстремистского» заявляют о взрыве бомбы. Согласись, читатель, явление ординарное подобных крайностей в выражениях восторга не вызовет. Так что же приключилось в городе Санкт-Петербурге с 22 по 26 июля 2020 года? На Набережной реки Фонтанки в KGallery прошла выставка живописи и графики Екатерины Посецельской «Гений места», приуроченная к выходу альбома Екатерины в серии «Авангард на Неве».
В альбоме, представленном на вернисаже составителем и куратором, а проще – душой всего проекта Исааком Кушниром, были показаны городские пейзажи, натюрморты портреты и иллюстрации Екатерины к вышедшим в издательстве «Вита Нова» «Книге пророка Даниила», «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой и «Козлиной песни» Константина Вагинова. Всего 400 работ. Но на выставке не было ни иллюстраций, ни натюрмортов, ни портретов - был бессловесный (в 16 картин) диалог городов-легенд - Петербурга и Парижа, каждый из которых по-своему дорог художнице.
Беседа двух застигнутых в безлюдье городов внешне легка («А где же люди?» - нередко с улыбкой спрашивали Екатерину, на что она столь же иронично отвечала: «Люди? Люди внутри…»). Порой она напоминает детскую забаву со цветовыми плоскостями-конструкторами. Города Посецельской чужды угрюмости, в своей то охристой, то бежевой, то кадмиевой палитре, как подчеркнул чуткий зритель, они теплы и уютны. Технические приемы художницы, как бы имитирующие шероховатость стен, придают плоскостям почти интимную осязаемость… Нежная монументальность, мечтательный и серьезный разговор о душе – сказали о «Гении места» обычно скупые на комплименты коллеги, петербургские художники.
Но чем же дороги художнице Петербург и Париж? С Петербургом вроде как ясно: здесь в 1965 она родилась, здесь в 1988 году окончила с красным дипломом ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, здесь в конце концов её дом! А в Париже? В парижском Торгпредстве РФ во Франции, в 1999 году прошла первая персональная выставка Екатерины.
«Это была Пасхальная выставка, я выставляла большие пасхальные яйца с Евангельскими сюжетами и видами Петербурга, - в эксклюзивном интервью нашему доброму Прииску сказала госпожа Посецельская. - Мой путь в Париж лежал не через Торгпредство, просто мне там предложили сделать выставку, там я ближе познакомилась с Анатолием Собчаком, он был тогда в парижской ссылке, - здесь Екатерина улыбнулась, - рукопожатие крепкое… Мы к тому времени были шапочно знакомы по Петербургу, но Ярошенко меня представил Собчаку и мы поговорили про общих знакомых, у нас была другом одна очень замечательная дама, Валентина Михайловна Голод, председатель общества коллекционеров, женщина-легенда, говорили о ней, а потом Собчак купил у меня одно яйцо. Вот, собственно, и все.... Хорошо помню, что открытие выставки совпало с днём рождения Виктора Николаевича Ярошенко, по-моему 15 апреля, и все потихоньку пошли отмечать. Я - вернисаж с друзьями, а они - день рождения».
Позднее, уже неоднократно выставляясь в Париже, Екатерина была удостоена приза Фонда Тэйлора, престижной премии Салона рисунка и акварели, проходящем ежегодно в Гран Пале.. Так что в петербургской KGallery минувшим летом состоялась выставка не просто местной, но и отчасти парижской художницы, поделившейся неповторимой атмосферой брегов Невы и Сены.
«Екатерина – дальняя родственница Марка Шагала. Но говорить об этом не любит… Её картины вообще потрясают. Честное слово, - поделился впечатлениями от проекта «Гений места» номинант Первого международного конкурса Леонардо-2019 художник Алексей Кирьянов. – Это наша маленькая звезда!»
Текст: Олег Серебряков, Таллин
Иллюстрации: Екатерина Посецельская, С-Петербург, Архив Прииска
На иллюстрации: Е. Посецельская на вернисаже проекта «Гений места»