Общая выручка аукционного дома Sotheby’s по итогам лондонских торгов Bear Witness 10-12 марта 2015 года превысила £36 млн. Подавляющее большинство экспонатов уникальной коллекции анонимного собирателя нашла новых владельцев. Всевозможные изделия медвежьей тематики и различные черепа ушли с аукционного прилавка, как принято говорить, влёт.
Разумеется, распродажа 648 лотов в три сессии не ограничивалась декоративно-прикладными изделиями с медведями и черепами. Собрание возглавляли произведения Марко Ротко (1903 – 1970 гг.), Энди Уорхола (1928 – 1987 гг.), Лючио Фонтана (1899 – 1968 гг.), за которые развернулась нешуточная борьба, превысившая все предпродажные ожидания. В который раз за последние годы покупатели до последнего пенни бились за работы лидеров рынка.
Так, работа Ротко с безупречным провенансом, включающим значимые собрания США и Европы, («Без названия», 1968 г. акрил на бумаге, наклеенной на панель, 88.5х65.5) была продана за £3397 тыс., на £397 тыс. превысив верхний эстимейт. Заставила раскошелиться покупателей и «лениниана» Энди Уорхола. «Ленин» - лот №39 (1986 г., акрил и шелкография на холсте, 55.6х40.6) при эстимейте £200-300 тыс. ушел за £425 тыс., а «Ленин» - лот №40 (1986 г., акрил и шелкография, 56х40.5) при аналогичном предшествующему лоту эстимейту был куплен за £437 тыс. Автопортрет 1986 г. Уорхола был реализован за более скромные £365 тыс. Как и его «Мао» он не превысил верхний предел предварительной оценки. Впрочем, все 9 лотов выдающегося американца были проданы, принеся в общей сложности свыше £3 млн.
Несчетные тематические артефакты привлекли к торгам более 1000 коллекционеров. На этих торгах был представлен практически каждый отдел нашего аукционного дома, сказал по итогам трех мартовских дней Алекс Бранчик, руководитель отдела современного искусства Sotheby’s, и в каждой категории мы видели замечательные результаты. Факты упрямая вещь. Работе аукционного дома Sotheby’s, наверное, должен завидовать самый именитый швейцарский часовщик, настолько отлажен результативный механизм торгов.
Потаенная от сторонних взглядов работа по отбору произведений, предварительной экспертной оценке и грамотное продвижение весьма деликатного товара не дает сбоев. Аукционный дом не просто чувствует актуальный спрос, но и активно формирует его. Как отметил один из посетителей мартовского аукциона на лондонской Бонд-Стрит, Sotheby’s работает по вашей русской поговорке про сани, которые надо готовить летом, и телегу, которую готовят зимой.
Напомним, оценки работ «медвежьих» торгов Sotheby’s варьировались от всего £20 до £2 млн. Недельную выставку посетили свыше 7 тыс. посетителей. Но лот №528, за чьей продажей мы следили с особым вниманием, 12-сантиметровый фарфоровый Олимпийский Мишка Виктора Чижикова (1935 г.) так и не был продан, несмотря на предварительную оценку £40-60.
М.Б.
Специально для проекта Прииск (Лондон)
На иллюстрации: «Медвежья охота» в самом разгаре. Sotheby’s, март 2015 г.