Свыше 30 произведений лидера и основателя художественного объединения Митьки Дмитрия Шагина (1957 г.) представлены на открывшейся 10 декабря 2014 года в арт-пространстве Петербургского Mod Club выставке «Тхе Беатлез и др». Ностальгическая экспозиция, завершающаяся 14 января 2015 года, сопровождается «митьковскими песнями», «митьковскими танцами» и тематическими музыкальными фильмами.
Учитывая специфику принявших выставку стен, художник Дмитрий Владимирович Шагин по полной выразил респект госпоже Эвтерпе, музе ответственной за лирическую поэзию и музыку. Однако, сделал это не без свойственных своим проектам последних лет ностальгических ноток. Его живописные реплики обложек культовых альбомов The Beatles Abbey Road и Yellow Submarine и расписной Harley-Davidson выступают смысловым стержнем «Тхе Беатлез»: садись да езжай по Невскому проспекту! С музыкой, одним словом.
Пляшет на холсте образцовый Митёк-балалаечник в традиционном ватнике и валенках – и пусть снаружи темно и холодно. Пусть где-то падает рубль - мчит высоко фанерный самолётик 1998 года выпуска с ликом рок-звезды советского розлива Бориса Гребенщикова в иллюминаторе (во избежание возможных зрительских непоняток на объекте надпись «Б.Г.»). Стоит внизу поближе к радиатору в надежном скафандре узнаваемый рок-музыкант Юрий Шевчук – и пусть черт-знает-где дешевеет нефть. Глядят с холстов хрестоматийные Михаил Лермонтов, Александр Пушкин, Даниил Хармс и Кузьма Прутков… Темнота, валюты, нефть – не здесь, где культура и музыка, тут сэр Пол Маккартни в митьковской тельняшке.
«Бесчисленное количество раз мы выставлялись, но это были коллективные митьковские экспозиции, а вот так, чтобы отдельно – это первая профессиональная персональная выставка, - говорит не без толики лукавства Дмитрий Шагин – ведь его первая персональная выставка состоялась в 1990 году в Морском музее города Таллина. Но если вынести заграницу за скобки – «Тхе Беатлез» действительно первая. - Существует легенда, согласно которой битлы побывали в СССР и даже спели где-то, чуть ли не в подвале аэропорта в Москве. Мы же тогда совсем не знали английского языка, поэтому читали название по схеме как пишется, так и слышится – поэтому «Тхе Беатлез»».
Сказка ложь, да в ней намёк… Есть у художника Шагина любимый прием: малая деталь («деталюшечка») вдруг на порядок углубляет смысл работы. Роспись Harley’я, к примеру, включает портрет писателя Николая Гоголя, который некогда задался вопросом, «какой русский не любит быстрой езды?». А с другого боку Митёк с томиком Гоголевского «Невского проспекта» да деловитый буксир под громадной надписью «тихий ход». Такая вот игра смыслов перед вдумчивым зрителем. Целая панорама «по музыкальному поводу» плюс концерт: Олег Эльтиков и Кирилл Миллер, «Фома Егорыч Big Band», Илья Карташов (электровиолончель), «Неофолк» (Дуче и соучастники), «Рекшагин» (Владимир Рекшан) и другие. Классический митьковский формат.
К-С.
Собственный информатор Прииска (Санкт-Петербург)
Фоторепортаж Василий Бертельс (Санкт-Петербург)
На заглавном снимке: Художник Дмитрий Шагин на открытии выставки "Тхе Беатлез"