Говоря «клён» мы подразумеваем Канаду, говоря «берёза» - Россию. Она-то, подлинная бессловесная русская героиня, и стала предметом совместного исследования галереи «Ковчег» и Государственного музея А. С. Пушкина, что в Москве на Пречистенке, 12/2, где и будет открыта с 5 сентября по 25 ноября выставка «Время берёз».
Кто только не «позировал» отечественным художникам на берёзовом фоне: и Сергей Есенин, и Юрий Гагарин, и дорогой Никита Сергеевич вместе Фиделем Кастро. Новый разбег березовая тема получила в постсоветском искусстве. «Кожей России» назвал березовую кору художник Леонид Соков. Содержащийся в коре белый органический пигмент сделал это дерево – имеющее, кстати, около сотни видов, от берёзы пушистой (Betula pubescens) до берёзы манчжурской (Betula mandshurica) – чрезвычайно узнаваемым.
Борис Свешников. Дом над оврагом. (Конец 1950-х – начало 1960-х. Картон, масло. Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани).
Берестяные грамоты XI – XV веков являются древнейшими памятниками русской культуры. Возможно, с них и начался «отсчет дней» березы как национального символа… Плетение из бересты прежде было распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях: делали корзины, короба и солоницы для круп и муки, плели лапти. В березовых туесах сберегали ягоду и мед. Бывало, берестяные изделия украшали тиснением, росписью и резьбой – но далеко не всегда: народные умельцы стремились продемонстрировать самодостаточные качества материала. К слову, золотой медалью в 1882-м на Всероссийской выставке в Москве и дипломом в 1900-м на Всемирной выставке в Париже были отмечены березовые шкатулки и табакерки работы российского мастера Ивана Вепрева…
Александр Максимов. Майская береза. (1968. Бумага, гуашь. Собрание галереи «Ковчег»).
Береза – составляющая народных примет. На праздник Троицы молодыми березовыми ветками украшались крестьянские избы. Цыгане оборачивали нательную рубашку вокруг берёзы и предсказывали будущее по первому звуку, услышанному после этого. В изданной в России в 1905 году книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приведено киргизское поверье: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские». Некогда с берёзы начался Невский проспект в Петербурге: на месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало городской магистрали.
Василий Макарыч. Zoom (2016. Трафаретная техника. Фотография закрашенной уличной работы по адресу Москва, Садовническая, 8).
«Мебель карельской березы» - словосочетание, широко известное за пределами России. Из этого материала в 1917-м было изготовлено одно из пасхальных яиц Фаберже, оно так и называется: «Березовое». В середине ХХ века в СССР слово «березка» зажило самостоятельной жизнью. В спортивном комплексе «ГТО» появились физкультурное упражнение «березка». Повсеместно распространились настенные крепления для цветочных горшков в эстетике «оттепели», чуть помазанные черной краской по белой эмали сварного корпуса. Разумеется, нельзя не вспомнить и созданную в 1964-м и просуществовавшую вплоть до перестроечного 1988-го сеть магазинов «Березка»: для иностранцев – за валюту, для соотечественников – за чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга.
Советская сказка – московский магазин «Берёзка». (Вторая половина ХХ века, фотография).
Разумеется, устроители выставки «Время берёз» не смогут исчерпать всех аспектов заявленной темы – однако же, рассматривают свой проект как одну из первых попыток приближения к пониманию «березового феномена». Живопись, графика прикладное искусство, документы и архивные материалы составили экспозицию, раскрывающую эволюцию темы на протяжении двух столетий. Как писал о березах Афанасий Фет, «Их каждый лист блестит червонцем / Над серебристою корой»
Сергей Сафонов, Игорь Чувилин (текст).
Галерея «Ковчег» (иллюстрации).
На иллюстрации: Марат Самсонов. Н. С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще. (Начало 1960-х. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»).