Ска́зка, как уверяют энциклопедии, суть один из жанров фольклора: «эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета». А вот что такое сказка в изобразительном искусстве, наверное, помогут понять произведения мудрого художника Александра Романовича Левицкого (1940).
Александр Левицкий российский художник, иллюстратор детских книг, участник многочисленных выставок, член творческого союза художников России с 1990 года. Однако, здесь как нельзя больше уместно краткое отступление, краткий исторический экскурс. Фамилию Левицких память знатока прочно ассоциирует с искусством и не ошибается. Старший представитель династии Левицких - Роман Васильевич (1920 – 1991), ленинградский театральный художник, член Союза художников СССР (1951) и Всероссийского Театрального общества (1977). Он работал в различных техниках: цветной карандаш, литография, рисунок пером, акварель. 30 лет рисовал актеров: уникальное собрание насчитывает 1200 портретов! Часть коллекции Р.В. Левицкий принес в дар Санкт–Петербургу, часть - ныне находится в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина (Москва)…
Александр Романович счастливо занимается творчеством в чистом виде, как принято говорить, искусством ради искусства. Его творческий мир ярок, красочен, декоративен, сказочен. «Художник находит своё там, где есть движение, где можно раскрыть внутренние возможности персонажа не через психологию, а через внешние характеристики. Контур, пластика, зачастую чуть угловатая, и, конечно, цветовые сочетания, контрасты - вот отличительные особенности манеры Левицкого», - некогда отметила искусствовед Вера Калмыкова.
Соцветия, декоративность и сказочность Левицкого не вписываются в традиционное определение станковой живописи. Он не занимается иллюстрацией, не создаёт театральные костюмы, но все его произведения вдохновлены бытом - вещественным, иногда развлекательным, а иногда функциональным. Русский лубок, скоморохи, ярмарки, цирк и народная игрушка когда-то заинтересовали великих авангардистов: Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Василия Кандинского и других. Переосмысление русской массовой традиции стало основой новых изысканий в искусстве. Александр Левицкий трактует народную культуру очень бережно и внимательно. В ярком калейдоскопе произведений появляются персонажи песен и легенд и диковинные звери. Художник постоянно опирается на опыт своих знаменитых предшественников, точно вступая с ними в своеобразный диалог, всегда интересный вдумчивому зрителю.
Произведения А. Левицкого встречаются среди лотов российских аукционов искусства, порой демонстрируя феноменальные результаты. Так, совсем недавно, 27-го июня 2020 года, на торгах аукционного дома Литфонд его рисунок 1971 «Портрет А. Тарковского» (63,5×47,8 см.) был выставлен с эстимейтом в ₽1 (один рубль!). Но, несмотря на «надрыв основы» оказался продан за ₽7500! То есть рекордно, в тысячи раз превысив начальную цену.
С 24 по 28 июля 2020 года в московском «Открытом клубе», что на улице Спиридоновка, дом 9/2 проходит выставка «Авангард. XXI век. Александр Левицкий». Ежедневно (кроме среды) с 16:00 до 22:00 вход на выставку свободный. Чем не повод погрузиться ещё в одну ипостась всегда актуальной русской сказки?
Текст: Л.Г., Москва
Иллюстрации: «Открытый клуб», Москва
На иллюстрации: А.Р. Левицкий (1940). Два Арлекина. 1990, бумага, гуашь, 52.8х40.5