С 20 октября 2022 по 19 февраля 2023 года в московском Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Этот по-настоящему роскошный проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Кураторами выступили Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей, научным консультантом госпожа Ирина Карасик.
Впервые сей выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022) и не обошёлся без скандала. Перевозбуждённый художественной убедительностью экспонируемых произведений охранник пририсовал глазки к персонажам картины Анны Лепорской «Три фигуры». Отрадно, что восстановление шедевра завершилось успешно, вандал наказан. Третьяковская галерея после проведенной реставрации подтвердила предоставление на выставку этой работы.
Московская выставка дополнена графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского художественного музея. Всего на выставке будет представлено 98 работ из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им.А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Вятского художественного музея, Краснодарского краевого художественного музея, Томского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Витебского художественного музея, Музея-усадьбы «Кусково», а также частных коллекций. Среди художников, чьи произведения будут представлены в экспозиции, - Марк Шагал, Казимир Малевич, Лев Юдин, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Илья Чашник, Николай Суетин, Валентин Курдов, Вера Ермолаева, Михаил Векслер, Павел Филонов, Михаил Матюшин, Эдуард Криммер, Роберт Фальк, Дмитрий Санников, Иван Гаврис и другие.
Центральная тема - история одного из наиболее ярких периодов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до постсупрематизма в сложных 1930-х. Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.
С опорой на исторические документы кураторы московского показа прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича. Экспозиция представит три периода: от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа и роста его популярности в 1919–1921 годах; создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и становление научной работы в институте под руководством Казимира Малевича; после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.
К выставке будет издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик и Татьяной Горячевой.
Текст: Фома Ревельский, Москва - EU
Иллюстрации: архив Прииска
На иллюстрации: Анна Лепорская. Три фигуры. 1932–1934. Холст, масло, 70 × 50 (Государственная Третьяковская галерея)