Второй февраль кряду вести из Санкт-Петербурга будоражат чуткий мир арт-дилеров и антикваров. Если в прошлом году лишь где-то на обочине взволновавшего и Стокгольм и Таллин «дела Баснер» зазвучал Государственный Русский музей, то в году нынешнем Государственный Эрмитаж оказался едва ли не в самом центре нового скандала. Отзовется ли этот скандал в Европе?
13 февраля 2015 года стало известно, что следственные органы Северной столицы России возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 158 УК РФ («кража в особо крупном размере»). По судебному постановлению подозреваемый в хищении редких фотографий, иллюстраций и гравюр сотрудник Научной библиотеки Эрмитажа Сергей Павлов арестован сроком на 2 месяца.
Открытые источники сообщили, что пропажи из находящихся в книгохранилище Научной библиотеки изданий были обнаружены в январе 2015 года во время проверки состояния библиотечных фондов. Совместные действия дирекции музея, службы безопасности Эрмитажа и сотрудников ФСБ позволили оперативно установить подозреваемого и место сбыта похищенного.
«В ходе следственно-оперативных мероприятий, осуществленных по местам проживания сотрудника библиотеки и его близкой знакомой, а также в ряде антикварных магазинов Санкт-Петербурга, обнаружено и изъято большое количество похищенных из Государственного Эрмитажа гравюр, литографий, фотографий, а также старинных книг XVII-XIX вв.» - заявили следователи. Обнаруженную часть похищенного вернут в библиотеку.
По словам матери задержанного Сергея Павлова, их скромная двухкомнатная квартира в Колпино была тщательно обыскана: «сначала они на кухне все осмотрели, потом дошли до комнаты сына. Возле нее в коридоре стоит деревянный старый шкаф. Сын часто ездил за границу и пополнял личную библиотеку, когда учился в Академии искусств… Они изъяли все, что датировано до 1914 года».
Значительную помощь расследованию оказал петербургский антиквар Сергей Лях. Владелец магазина «Антикварная и букинистическая торговля С.Ляха» на Литейном проспекте откликнулся на распространенный по Петербургу список похищенного из Научной библиотеки Эрмитажа и позвонил по рекомендуемому номеру. В списке была указана иллюстрированная газета XIX века «Тимовский листок» за 1860 год из 36 листов без листа за номером 2. Лях вспомнил, кто именно приносил в его магазин «Тимовский листок», за который он заплатил около 15 тыс. рублей.
Подозреваемый С.Павлов в течении 3-х лет достаточно регулярно приносил в магазин С.Ляха гравюры, литографии и фотографии. Поначалу это были вещи на небольшую сумму. «Интеллигентный и общительный» постоянный клиент рассказывал антиквару о своем увлечении геральдикой и выказывал интерес к печатям и книгам, связанным с геральдикой.
На неизбежный прямой вопрос антиквара «Вы не в библиотеке работает?» сотрудник Эрмитажа ответил отрицательно, представившись офисным работником, занимающимся экономической деятельностью. На самом деле Павлов проводил в библиотеке проверки, растаможивание и выдачу книг. Он получал заявку на абонемент, поднимался на нужный этаж библиотеки, доставал книгу и относил на абонемент в читальный зал.
Павлов говорил, что получил наследство, рассказывая о дедушке-коллекционере, который, дескать, таким образом вкладывал деньги. Наследники, по словам Ляха, самые привлекательные клиенты, с кем «намного проще вести дело, чем с самими коллекционерами». И антиквар раз за разом охотно приобретал приносимые Павловым вещи, выплатив ему в итоге более 5 млн. рублей.
Среди краденного, по неведению приобретенного опытным антикваром, особо отмечается комплект из 17 гравюр середины XVIII века Михаила Махаева с видами Петербурга. И хотя Павлов принес оттиски с истертых досок, Лях заплатил за них около 800 тыс. рублей. Также антиквар купил у Павлова небольшие немецкие гравюры XVII столетия, литографии из географических атласов и, по собственному определению, «относительно немного» книг, среди которых «Журнал о военных действиях» XVIII века.
«Никаких печатей на этих книгах не было!» - заявляет С.Лях. Ни на гравюрах, ни на литографиях, ни на фотографиях Павлова штампов и печатей Эрмитажа не было. Все вещи, приносимые Павловым в магазин Ляха, не имели библиотечных печатей. Лишь однажды Павлов принес книгу со следами подчистки на титульной странице, но антиквар ее не принял. В общей сложности за 3 года сотрудник Научной библиотеки Эрмитажа получил только у Ляха не менее 5 млн. рублей.
В Научной библиотеке Эрмитажа идет тотальная проверка. Все иллюстрированные издания тщательно осматривают, так как они могли пострадать от рук вандала. Насчитали более 200 листов, исчезнувших из книг и альбомов, но скорее всего, это не окончательный список. «Название книг, из которых были гравюры, пока мы не разглашаем, - сказал Георгий Вилинбахов, заместитель директора Государственного Эрмитажа. – Там самые разные авторы и разные века. В основном вторая половина XIX века и несколько гравюр конца XVIII. Хронологические рамки мы пока не называем, потому что может быть найдено что-то более раннее, что-то более позднее. Книги самые разные, поэтому про ценность также рано говорить».
Государственный Эрмитаж в связи с этим скандалом провел специальный пресс-брифинг «О пресечении краж в научной библиотеке государственного Эрмитажа». По словам Александра Хожаинова, начальника службы безопасности Эрмитажа, пока Павлов не уволен, усилен досмотр сотрудников, будет установлена система видеонаблюдения контроля доступа. Но это далеко не первое преступление, совершенное в Эрмитаже. Летом 2006 года общественность узнала о «деле Завадской».
Тогда после ревизии, проведенной впервые за десятки лет, стало известно о хищении из запасников Эрмитажа 221 предмета, ориентировочно оцениваемых в 130 млн. рублей. Вынос артефактов происходил в течение 6 лет при активном участии хранительницы Ларисы Завадской, скоропостижно скончавшейся во время роковой для нее проверки.
Были задержаны супруг покойной хранительницы, ее сын, прежде работавший в отделе учета и хранения Эрмитажа и петербургский антиквар Максим Шепель. Следствие установило как были похищены и куда были сбыты порядка 70 предметов из отдела русского ювелирного искусства Эрмитажа. Как и нынешней зимой в 2006 году уголовное дело было возбуждено по 158 статье: «кража в особо крупном размере».
Напомним, еще в 2000 году Счетная палата РФ по результатам проверки 1998 года обвинила Эрмитаж в недочетах, предполагающих возможность хищения или замены экспонатов. В 2006 году в Эрмитаже имелось примерно 3 млн. экспонатов. В экспозиции, по словам директора музея Михаила Пиотровского, показывали примерно 5 процентов. Сколько миллионов дорогих и прекрасных искушений находится в запасниках подсчитать не трудно…
Тихий несун Павлов, работавший в Эрмитаже с 2011 года, за малые годы искусился малым.
М.П.
Собственный информатор проекта Прииск (С-Петербург)
На иллюстрации: М.Махаев, ««Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запасного дворца на полдень». (1753 г., бум., гравюра резцом, акварель. 51.5х69.5. Государственный Эрмитаж).