В доме номер 22 по Трубниковскому переулку в Москве, то бишь в галерее «Ковчег» до 22 июля идет выставка «Нежность». Кураторы Игорь Чувилин и Сергей Сафонов предложили зрителю исследовать так называемые обиняки, периферийные темы русского искусства ХХ и начала нынешнего столетий. Через творчество разных авторов они вновь соединили самый разный изобразительный материал – от произведений наивного искусства до экспонатов из частных коллекций и мастерских современных художников.
Александр Лабас. Молодая женщина в самолете. (1967. Бумага, акварель. Собрание семьи художника).
Воздушные шары, дирижабли, самолеты, аэростаты, парашюты и космические корабли, не говоря уж о крыльях Пегаса, ковре-самолете или неопознанных летающих объектах, а также сами звездные и облачные небеса – все это стало предметом пристальнейшего изучения. Ведь полеты нынче в тренде.
Гариф Басыров. Из серии «Ветер». (1988. Бумага, шелкография. Собрание семьи художника).
В 1966 году певица Майя Кристалинская исполнила песню Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова «Нежность», позднее (в кинофильме «Три тополя на Плющихе») прозвучавшую в исполнении Татьяны Дорониной. «А ты все летишь, и тебе дарят звезды свою нежность» - неслось над просторами одной шестой нашей планеты. Недаром «Нежность» стала главной из всех любимых песен советских космонавтов и самого Юрия Гагарина (после его гибели в 1968-м «Нежность» воспринималась уже как реквием первому космонавту Земли).
Александр Максимов. Звёзды и небо над городом. (1966. Картон, масло. Собрание галереи «Ковчег»).
«Так же пусто было на земле и когда летал Экзюпери…» К слову, начиная работать над проектом, кураторы в очередной раз обнаружили, что любое искусство, даже эстрадная песня, способно поначалу восприниматься в штыки: оказывается, после премьерного исполнения «Нежности» звучали предложения, не ломая размер строки, заменить упомянутого в ее тексте «буржуазного французского летчика» на советского летчика-испытателя Григория Бахчиванджи… Впрочем, мы отвлеклись.
Мария Сафронова. Завтра. №3. (2011, х., м.).
Вначале кураторы собирались отталкиваться от другой советской песенной цитаты – благо, летная тема жанром неплохо освоена: «Бросая вверх свой аппарат воздушный…» Сделать выставку о стремлении оторваться от земли и о поиске технического решения для этого - будь то деревянные крылья сиганувшего с колокольни сельского Икара или новейшие разработки ученых. О готовности не только раздумчиво смотреть на звезды в ночных небесах, но и к преодолению небесных расстояний. Но ведь звезды - это уже безвоздушное пространство. Про «аппарат» не подходит. От первоначальной цитаты пришлось отказаться…
Что в итоге получилось с 4 июля представлено в гостеприимнейшем пространстве «Ковчега». Как некогда заметила поэтесса Юнна Мориц даже «лошади прожить без неба трудно».
М. Б. (текст).
Галерея «Ковчег» (иллюстрации).
На иллюстрации: Ольга Давыдова. Первопроходцы. (2014, х., м., 107х167).