С 19 октября по 20 января 2019 года пространство галерей художественного музея Ateneum (Хельсинки) будет отдано под экспозицию живописных работ швейцарца Нота Виталя (1948). Начало его художественной карьеры приходится на далекие и почти мифические 60-ые годы минувшего века. Нот Виталь стал известен как скульптор, архитектор, дизайнер и автор инсталляций, которые он создавал буквально во всех уголках нашей планеты. Однако нынешняя финская выставка представляет Виталя в новом свете: как живописца. В Ateneum покажут 26 наиболее известных живописных творений Виталя.
Нот Виталь за работой (фотография второй половины ХХ века).
Виталь занялся живописью в 2009 году в своей пекинской студии (в китайской столице художник живёт и работает регулярно). Заметное место на хельсинкской выставке отдано автопортретам, на которых художник предстаёт в различных ипостасях: китайским крестьянином, пациентом «с Альцгеймером», певцом. В портретах кисти Виталя зритель встретит членов его семьи, друзей и помощников художника, известные фигуры из мира искусства и литературы.
Замок XII века в Долине Энгадин, по информации artnet, приобретенный Нот Виталем в 2015 году у немецкой аристократической семьи фон Гессен за $8 млн 260 тыс. Здесь художник намеревался показывать искусство, ведь регион ежегодно посещают 18 тыс. туристов. (фото schlosshoteltarasp).
Мир аскетических цветов Виталя прочно связан с величественными пейзажами швейцарской Энгадинской долины и окружающими её заснеженными горами швецарского кантона Граубюнден. Родина художника известна как Грисонс – Серая земля.
Живопись для меня оптимальный способ увидеть, почувствовать, понюхать свет, говорит Нот Виталь. Его творческий процесс медитативен и интроспективен. В своих портретах он стремится наладить связь с внутренним миром модели, уходя от несущественного, внешнего. Свет, приглушенность, темнота – белое, серое и чёрное – активируют наши чувства. Портреты Виталя приглашают нас замедлить шаг, неторопливо, концентрированно обостряя наш взгляд.
Куратором проекта выступила Сузанна Петтерссон, генеральный директор Национального музея Швеции. На страницах выставочного каталога Петтерссон раскрывает своё понимание художника: созерцание его портретов – сродни обязательству подняться в гору или начать долгое, бесконечное путешествие. Обильно иллюстрированное издание проливает свет на суть творчества Нота Виталя, приводит тексты самого художника и статью Петтерссон «Видящий во тьме».
"... уходя от несущественного, внешнего". Нот Виталь (1948). Фото со страницы социальной сети художника.
Полный билет на выставку Нота Виталя в Ateneum в 2018 году обойдётся в €15, в 2019 – в €17. Лицам до 18 лет – вход бесплатный.
Я. Т. (текст)
Художественный музей Ateneum, Архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Нот Виталь (1948). Гу Ченг (2010). Фото Eric Gregory Powell.