2 июня 2015 г. в Таллинском доме искусств и двух галереях открылась ежегодная «Весенняя выставка» Союза художников Эстонии. Ведущие выставочные площадки эстонской столицы вместили работы 125 авторов. Произведения признанных мэтров соседствуют с творениями амбициозной молодежи, живопись с графикой, бронза с актуальными объектами, традиция с собственными представлениями о новаторстве – сравнение выставки с Ноевым ковчегом, как принято говорить, напрашивается.
Выставка в формате совместного ежегодного отчета о проделанной работе живописцев, графиков и скульпторов проводится национальным Союзом художников в 15 раз, придя на смену сезонным сепаратным жанровым отчетам. В четвертый раз она выступает под брендом Kevadinäitus («Весенняя выставка»), в целом позитивно принятым художественным сообществом страны. Надо отметить, что «Весенняя выставка-2015», вобрав в себя некоторые элементы от арт-салона, стала своеобразным экзаменом для нового заведующего Таллинского дома искусств Тааниэля Раудсеппа, с чьим приходом на этот пост многие художники связывают оптимистичные надежды.
Конечно, и прежде устроители пытались отходя от стереотипов советского прошлого привнести нечто новое, найти свое место под рыночным солнцем, но едва не превратили экспозицию почти в шапито «выставки без куратора» с базарным ценникам прямо под представляемыми публике работами. Ныне здравомыслие возобладало над тягой к экспериментам ради эксперимента с профитом, и выставка творческого союза выполняет своё основное предназначение.
В этом, вне всякого сомнения, заслуга жюри «Весенней выставки» в составе куратора ТДИ Тамары Луук, арт-критика Индрека Григора, художника Каарела Ээлма, президента СХ Эстонии Вано Аллсалу и вице-президента СХ Эстонии Элины Кард. Из 190 предложенных на рассмотрение жюри работ 65 были отклонены, хотя среди отобранных к показу имеются произведения художников, еще не принятых в Союз. Также куда более представительно (разумеется, сравнительно с прошлыми годами) участие художников «нетитульной» национальности, что также повысило уровень репрезентативности.
Устроителям (пусть и не идеально) удалось создать условия для разговора художника и зрителя, для диалогов самих художников, предоставить пространство как для постановки вопросов, так и для выбора зачастую неоднозначных ответов. Поэтому, уместно прозвучавшее в выступлении президента Союза художников Эстонии Аллсалу сравнение «Весенней выставки» с мостом между деятелями искусства и широкой публикой, мостом между поколениями творческой интеллигенции Эстонии. Хотя, на наш вхгляд, гораздо продуктивней было бы сравнение «Весенней выставки» с ковчегом праотца Ноя, где в тесноте да не в обиде уживались агнцы и волки, гады ползучие и птицы небесные. Каждый со своей «закадровой» ценой на представленную работу, ведь выставка проходит в формате салона, предусматривающим возможность покупки приглянувшейся вещи.
«Весенняя выставка» в Таллинском доме искусств продлится до 5 июля, в Linna Galerii до 21 июня, в Галерее Таллинского дома искусств до 28 июня 2015 г.
Олег Серебряков,
(Прибалтийский корреспондент The Art Newpaper Russia)
и К.С.
На иллюстрации: Тоомас Куузинг (1976 г.) «Мы убили большую рыбу» (2015 г., линогр.)
P.S. ГЕРОЙ ВЫРЫВАЕТСЯ НА ПОВЕРХНОСТЬ
Превратить некогда сугубо формальное мероприятие (похожее на регулярный школьный медосмотр) в живое событие культурный жизни трудно. Особенно, когда речь идет о выставке творческого союза, насчитывающего без малого тысячу членов. Сила инерции слишком велика. Необходим либо мегатонный креативный взрыв, либо долгая и кропотливая работа, сродни той, что некогда предпринял праотец Ной, строя свой ковчег. За неимением достаточного количества «взрывчатого вещества» командой «Весенней выставки» был выбран ветхозаветный вариант, который уже начал приносить конкретные результаты, о выставке стало интересно говорить.
Экспозиционное пространство открылось для диалога со зрителем, для спора разных художников между собой. В одном культурном контексте соприкасаются порой полярные позиции, рождая ту наэлектризованную атмосферу, по которой так соскучился вдумчивый зритель. Организаторы сумели выигрышно отойти от «прогулок по идеологическим шпалам», повернув экспозицию лицом к человеку, с его слабостями и страстями. Но даже после таких обобщающих оценок нельзя не сказать несколько слов о ряде работ «Весенней выставки-2015».
Пер Петерсон (1955 г.) «Промыватель мозгов» (2014 г., смеш.техн)
Близок к социальному плакату и карикатуре объект живущего в Эстонии датчанина Пера Петерсона (1955 г.) «Промыватель мозгов». Из ноздрей кубической красной головы стекают тонкие водяные струйки. Фанерный объект-мобиль Марии-Кристиины Улас (1965 г.) «Без направления», выполненный в желто-голубой гамме, заставляет вспомнить танцующего гопак запорожца и при этом легко может быть вращаем и по часовой и против часовой стрелки.
Мариа-Кристиина Улас (1965 г.) «Без направления» (2014-15 гг., смеш. техн. Тех.поддержка Майт Ээрик)
Однако, решенный в русле примитивизма холст Карла-Кристиана Нагеля (1977 г.) «Париж-Донбасс» лишен даже намека на игру, ставя зрителя перед изображением трупа с надписью на майке «Paris-Donbass». Буквально напротив зависла без копыт туша лося, сунувшего голову в агрегат для утилизации сучьев Wolf, - это объект «Если запустить в леса» Терье Оявер (1955 г.).
Хилле Пальм (1941 г.) «Песнь песней Соломона»(2014 г., бум.)
Возвращает к традиции полная гипертрофированной страсти малая бронза Тауно Кангро (1966 г.) «Любовь и быстро проходящая жизнь III». Художник буквально гипнотизирует эротической пластикой и динамикой, иллюзией остановленного мгновения. Совсем иначе подошла к этой теме Хилле Пальм (1941 г.), представив лаконичный бумажный объект «Песнь песней Соломона»: почти витринный женский торс музейно статичен, он создан из нарезок страниц с эстонскими текстами «Песни песней» из Библии, отпечатанной готическим шрифтом.
Юри Аррак (1936 г.) «Рептилии» (2014 г., х.,м.)
Доминирование цитат и аллюзий – отличительная черта «Весенней выставки». Здравствующий классик Юри Аррак (1936 г.) по-прежнему (как, впрочем, и большинство мэтров) не выходит за рамки когда-то удачно найденного, предпочитая всему узнаваемые инфернальные цвета и персонажей собственного хтонического пространства. Его холст «Рептилии», написанный в прошлом году, вполне мог бы быть датирован последней четвертью минувшего столетия. Однако, в чем-то оправданный консерватизм ветеранов и «небожителей», удивляет у молодежи. Алексей Шатунов (1981 г.) продолжил заявленную им на прошлогодней отчетной выставке игру с образами северной мифологии. Один из самых обещающих живописцев страны на этот раз (похоже, малость поспешив) представил масштабный холст «Свафнир», где наперекор традициям показал скандинавского бога Одина в профиль.
А.Шатунов (1981 г.) Фрагмент "Свафнир" (2014 г., х.м.)
Неожиданно и решение образа ключевого героя эстонского эпоса Калевипоега в работе Эрки Каземетса (1969 г.) «Калевипоег в преисподней». Художник умножил динамизм персонажа за счет перевода картины, разбитой на подобия пазлов, в объемный формат, точно привнеся норов голливудских трансформеров с 3D экрана в традиционно пафосное течение национального мифа. Из двухмерной плоскости герой вырывается в мир живых, на поверхность.
Эрки Каземетс (1969 г.) «Калевипоег в преисподней» (2014-15 гг., бум., дерево, смеш.техн.)
О.С.