Скоро, скоро Новый год! Что из того, что он Восточный, простодушно называемый нами Китайским? Слово «Китай» нынче не только на Москве звучит актуально. Да и праздников никогда не бывает много… Со 2 февраля по 13 марта 2022 Государственный музей Востока представляет выставку «В поисках дикой сливы», посвящённую Восточному Новому году. Этот праздник подступающей весны отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет фиксированной даты, наступая в день второго новолуния после зимнего солнцестояния. Куратором проекта выступила Лидия Александровна Шмотикова.
На выставке будут представлено около 100 предметов: лубки, женские костюмы, украшенные вышивкой, «зимние» предметы для стола ученого – стаканы для кистей, сосуды для воды; чаши и чайники для вина и чая, вазы, шкатулки, композиции на свитках, альбомных листах и веерах и многое другое. «Вокруг еще лежит снег, а первым о приближении весны торопится сообщить небольшое деревце дикой сливы мэй, – не без извинительной для погружённого в тему специалиста патетики говорят организаторы «В поисках дикой сливы». - На голых безлиственных ветках появляются небольшие белые или розовые цветы… Во времена раннего средневековья поэты отправлялись в горы любоваться заснеженными пейзажами, надеясь увидеть цветущую мэй. В самых живописных местах они заваривали на свежем снеге чай и декламировали стихи, положив, таким образом, начало «сливовому стилю» в китайской поэзии».
Так, во дни славной эпохи Тан путешествуя на ослике по «горам и рекам» поэт Мэн Хаожань (689-740 гг.), «лумэньский отшельник», по словам вездесущих современников, именно в окружающих видах обильно черпал вдохновение (на выставке представлен настольный экран с его изображением верхом на ослике). А другой поэт, тоже отшельник, Линь Бу (967-1028) обитал на острове озера Сиху в Ханьчжоу и прославился не только своей поэзией, но и особой любовью к мэйхуа – цветам сливы. В положенное время Линь Бу отправлялся на поиски распустившихся в горах цветов. Это пристрастие послужило сюжетом представленного на выставке свитка Жэнь Боняня и стало названием выставки.
Вслед за «сливовой поэзией» в Китае в Х веке появилась «живопись сливы» как разновидность жанра «цветы и птицы», излюбленного мотива художников, которые стремились в любых «малых» природных мотивах отразить законы мироздания (на выставке можно будет увидеть три лубка в технике ксилографии). Тематика этого вида искусства довольно многообразна, но особой популярностью пользовались лубки с литературными сюжетами. Две картины из собрания ГМВ связаны с известным китайским романом Цао Сюэциня «Сон в красном тереме» (XVIIIв). На лубке «Беседка лотосового аромата» изображен главный герой романа, а композиция «В беседке камыша под снегом» отразила эпизод романа, посвященный поэтическому состязанию. Самое хорошее, заметим, занятие во всякое время года!
Текст: М. Богуславский, Москва
Иллюстрация: ГМВ, Москва
На иллюстрации: Фарфор как разновидность жанра «цветы и птицы». Тарелка. Экспонат выставки «В поисках дикой сливы»
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Выбрать картину из мастерской легендарного Дмитрия Шагина и рекомендуемых Прииском художников – легко и просто! Если, конечно, у Вас есть желание, умение общаться и торговаться с настоящими мастерами! Предложение прямо из мастерской художника. Прииск плохого не советует – добро пожаловать!