Художник – карандаш, кисть или фотоаппарат у него в руках - всегда большой ребёнок с волшебной игрушкой, которой так здорово делать новые игрушки. И никто меня в обратном не переубедит. Напрасно добрый дедушка Корней Чуковский призывал детишек не ходить в Африку. «Маленькие дети! – буквально кричал наш знаменитый поэт. - Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!» Пошли художники в Африку. В числе непослушных оказалась и российская фотохудожница Ольга Мичи.
С пятницы 13-го августа и до 5 сентября 2021 года её выставка «Уязвимые. Африканский дневник» открыта в Государственном музее Востока. Представленные на выставке 35 фотографий выбиваются за рамки сугубой этнографии: созданные средствами цифровой фотографии и компьютерной обработки образы автор соединила в концептуальную серию, выражая «уязвимость» не только объектов наблюдения, но и самих наблюдателей.
К путешествиям фотохудожнице не привыкать. Ольга Мичи, как гласит биографический раздел ее сайта, родилась на Кубе 25 августа в семье военного (так что выставка в Музее Востока выступает и в качестве щедрого подарка «к дате»). Из-за военной службы отца девочка каждые несколько лет меняла место жительства и поступала в разные школы. Папа старался дать своему ребенку хорошее образование, поэтому Мичи несколько раз уезжала за границу на обучение. Тяга к путешествиях не оставила её и поныне.
В фотографии и своих кинопроектах Ольга Мичи использует модные цифровые технологии, следуя традициям западноевропейского искусства, в частности, подходам мастеров дюссельдорфской школы фотографии. Масштабный проект «Уязвимые», лишь частью которого является «африканская» выставка в ГМВ, состоит из 187 работ размером 120 х 80 см. и посвящен проблеме сохранения культуры народов Севера, Азии и Африки. (Проект получил международное признание после выхода в свет одноименного альбома Vulnerable германского издательством teNeues на английском и немецком языках)
Выставка в ГМВ рассказывает о культурном своеобразии этносов современной Восточной Африки, юга Эфиопии, севера Кении и Танзании. Кочевой быт скотоводов саванн находится под угрозой, а традиции хамар, мурси, самбуру, масаи гротескно и в то же время уникально переплетаются с артефактами современной цивилизации. Герои фотографий Ольги Мичи обитают в суровом мире, полном природных опасностей и строгих обрядовых практик. Некоторые носят трофеи, добытые на охоте на таких животных, которых мы встречаем только на безопасном удалении. «Каждое лицо, каждое тело, -замечают кураторы «Уязвимых», - раскрывает богатую и непостижимую внутреннюю жизнь; зритель найдет свидетельства такой находчивости и стойкости, которые большинство из нас даже не могут себе представить».
Существенной частью выставки Музея Востока выступают предметы культуры и искусства, запечатленные в фотографиях. Посетители выставки увидят более 20 подлинных артефактов, но они лишь малая толика из переданных Ольгой Мичи в дар Государственному музею Востока образцов искусства и культуры народов Африки и Юго-Восточной Азии. Надо подчеркнуть, что все предметы экспонируются впервые, придавая дополнительный смысловой объём проекту «Уязвимые». «Ломая стереотипы древних традиций и преодолевая ограничения культов прошлого, представители коренных народов, будь то в Африке, Азии или где бы то ни было еще, - резюмировали критики проекта Ольги Мичи, - оказываются перед лицом главной уязвимости современной культуры – свободы».
Кураторами этой выставки ГМВ выступили Алексей Логинов и Дарья Ванюкова.
Текст: Михаил Богуславский, Москва
Иллюстрации: Государственный музей Востока, Сайт О. Мичи, Архив Прииска
На иллюстрации: Работа из «африканской» части проекта «Уязвимые» О. Мичи
P.S. БОЛЬШЕ, ЧЕМ УВИДЕТЬ! Предложение прямо из мастерской художника. Прииск плохого не посоветует!