После сенсационной продажи «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на ноябрьских торгах аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке возник вопрос о личности покупателя. Шутка ли – выложить за картину почти полмиллиарда долларов!? Но Christie’s не дает и не комментирует информацию о покупателях. Ответ, положивший конец догадкам, 6 декабря дала газета The New-York Times: картину за рекордные $450 млн приобрел саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд (да преумножит Аллах, Всемилостивый и Всемогущий, его дни – добавим мы от себя).
Принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд (по фото The New-York Times).
Деньги любят тишину. Большие - большую. Однако любое перемещение денег вызывает любопытство. Больших – большое. Человеческая склонность быть поближе к деньгам (пусть и только в мыслях) штука неистребимая, у нашего современника достигшая раблезианских размеров («куд-куда ты, денюшка, чья да откуда?» - ныне слышишь едва ли не из каждого хуторского курятника). От рассуждений вернёмся к фактам.
Саудовский принц Бадер бин Абдулла бин Мохаммед бин Фархан Аль Сауд не известен в мире значимых коллекционеров произведений искусства. Он принадлежит к дальней ветви королевской семьи и является деловым партнером наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана аль Сауда, чьей сферой деятельности называют недвижимость. Поступок принца Бадера может показаться сомнительным в глазах радикальных мусульман, не надо забывать, что в исламе Иисус пророк, а не Спаситель, а художественные изображения пророков рассматриваются как форма святотатства…
Однако, многое встает на места, если вспомнить об одном из самых амбициозных музейных проектов современности! Долгожданный Лувр Абу-Даби, строительство которого началось 10 лет назад, первый музей, использующий знаменитый французский бренд за пределами Франции. Только за это право, по ряду источников, было заплачено полмиллиарда долларов. А весь проект обошелся в $ 1,1 млрд. Лувр Абу-Даби (архитектор Жан Нувель) расположен на площади 97 тыс. кв. метров на острове Саадият в полукилометре от побережья Абу-Даби.
Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера (Портрет неизвестной). (1490-е, дерево, масло, 62х44, Лувр, Париж).
Уже в этом месяце в ближневосточном Лувре начинается программа специальных выставок (инаугурационная экспозиция состоит из 600 произведений искусства, половина из которых взяты в аренду у 13 музеев-партнёров во Франции, «звездой» инаугурационной выставки называют работу 1490-х годов, «Прекрасную Ферроньеру (Портрет неизвестной)» Леонардо да Винчи, которую ближневосточному «побратиму» одолжил парижский Лувр). В самом Лувре Абу-Даби пока не комментируют, на каких условиях «Спаситель мира» будет выставлен в музее.
Леонардо да Винчи (1452-1519). Спаситель мира (около 1500 г., дерево, масло, 65.7х45.7).
Картины вольны быть там, где пожелают. Эта мысль русского художника Николая Рериха поясняет случившееся: «Спаситель мира» пришел на беспокойный Ближний Восток. Это окончательный и бесповоротный факт.
Мих. Богуславский (текст)
На иллюстрации: Лувр Абу-Даби (по фото Designboom)
P.S. Почему бы, кстати, не пофантазировать, а что было бы приобрети «Спасителя мира», скажем, Эстонский художественный музей КУМУ? Ну, подзатянула бы накануне своего столетия республика поясок, тряхнула мошной да и приобрела?! Не б-у военную технику, а эту картину? Это вам не междупланетный шахматный турнир булгаковского Бендера, это - реальный имидж страны, это - тысячи и тысячи туристов, это - quasi una fantasia… Это – фантазия.
P.P.S. (11.12.2017). «Мы подтверждаем, что „Спасителя мира“ Леонардо да Винчи приобрел Департамент по культуре и туризму Абу-Даби, и рады, что эта замечательная картина будет доступна для общественного просмотра в Лувре — Абу-Даби», - аукционный дом Christie’s.