Эстонский художественный музей KUMU «в рабочем порядке» лишился раритета, прежде оцениваемого эстонскими журналистами «почти в миллион долларов».
Находящийся в Музее Миккеля «мужской портрет из Фаюма», считавшийся работой I-II вв. н.э., по итогам сентябрьских исследований специалистов Тартуского университета был признан произведением, созданным не ранее первой половины XIX столетия. Однако, директор Кадриоргского музея Эстонского художественного музея Александра Мурре уверена, что не всё так однозначно и почвы для «скандала нет», так как экспертные исследования работы проводились в плановом порядке изучения экспонатов музея.
В феврале 2009 года на выставке Музея Миккеля «Сокровища ушедших времен» экспонировался «мужской портрет античного периода» из коллекции Йоханнеса Миккеля (1907–2006 гг.), где его отнесли к предметам, «созданным культурами Древнего Египта, Греции и Месопотамии». Собрание Й.Миккеля, одного из крупнейших частных коллекционеров Эстонии, переданное в 1994 году Эстонскому художественному музею, стало основой открытого в июне 1997 года Музея Миккеля, уникального для Прибалтики центра, ориентированного на изучение и демонстрацию частных коллекций искусства.
«Портрет из Фаюма» обладал безупречным (по меркам сегодняшней Эстонии) провенансом. Йоханнес Миккель приобрел «Портрет» у латышского коллекционера Эдуарда Браманиса, который в свою очередь купил его в 1939 году у директора Латвийского художественного музея, ученика Архипа Ивановича Куинджи Вильгельма Пурвитиса (1872-1945 гг.), до революционных событий 1917 года работавшего хранителем Петербургского Эрмитажа. Со слов Пурвитиса считалось, что первоначально «Портрет» принадлежал графу Николаю Румянцеву (1754-1826 гг.), приобретшему работу непосредственно в Египте. Версию подлинности произведения, по словам А.Мурре, поддерживали «непосредственность портрета и его не слишком высокий, «провинциальный» уровень исполнения».
В рамках плановых музейных работ по изучению отмеченного местной прессой и коллекционерами артефакта с 2009 года было проведено четыре исследования. Изучением работы занимался один из ведущих реставраторов Эстонии Алар Нурксе. Занятость в нескольких крупных проектах не позволяла ему уделять «фаюмскому портрету» достаточное время.
Был проведён анализ связующего материала, который не вызвал подозрений (выявлен воск, что подтверждало технику энкаустики). Лабораторный анализ структуры древесины, выполненный в 2010 году в Гамбурге, дал ответ «ясень». Проба на радиоактивный углерод, проведенная также в 2010 году в Финском естественнонаучном музее, датировала материал концом XIX-началом XX века. Но малое количество подвергнутого анализу материала, по мнению музейных работников, не гарантировало точность полученного результата. Пробы большего размера не позволяла взять этика реставратора и принципы музея.
Точку в этом вопросе поставил проведенный в Тартуском университете в сентябре 2014 года анализ XRF (рентгеновская флуоресценция), который выявил в белой краске наличие цинка и титана. Так как они начали использоваться в составе красок не ранее первой половины XIX века, эксперты вынесли окончательный вердикт: «фаюмский портрет» из собрания Миккеля не является подлинником.
Музейное сообщество Эстонии приговор экспертов явно не шокировал. Наоборот, по ряду мнений, и сегодня остается возможность, что портрет был «поправлен при реставрации конца XIX века», и вести речь о "развенчании" работы преждевременно («хотя скорее всего это так»). Сенсацию из вполне рабочего момента музейной жизни, на взгляд А.Мурре, попытался сделать журналист, помимо своей ежедневной работы активно занимающийся коллекционированием искусства.
«Скандала нет, а есть статья журналиста, чья коллекция стала основой выставки 2009 года в Музее Миккеля "Сокровища ушедших времен", где впервые экспонировался и «фаюмский портрет» из собрания Миккеля как произведение I-II вв.н.э., - прокомментировала ситуацию Александра Мурре. - Его оценки и взгляд на происходящую в музее работу - в какой-то мере оценки и взгляд конкурента, человека, в какой-то мере претендующего на роль "первооткрывателя" портрета, если так можно сказать… Ему, скорее всего, весьма досадно, что эти данные стали известны сейчас, а не тогда». Результаты экспертизы не расцениваются как повод к каким-то экстраординарным действиям, изучение портрета, ныне находящегося в экспозиции Музея Миккеля с датировкой «конец XIX в.», продолжится.
По инсайдерской информации, проводимые за последние годы исследования экспонатов собрания Й.Миккеля (живопись, фарфор и т.п.) показали, что среди них «довольно много поздних реплик и просто подделок, которые покойный коллекционер искренне считал оригиналами». Стоимость последней экспертизы не оглашается по соображениям конфеденциальности, но "это была весьма скромная сумма".
Олег Серебряков
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia
На иллюстрации: Лицо, помолодевшее на полтора тысячелетия. «Фаюмский портрет» из собрания Музея Миккеля (Эстония).