Каждая мадам когда-то была мадемуазелью. Однако не каждый портрет «мадемуазель» отправляет (да и откуда отправляет!) прямиком в Belle Époque…. Казань, за окном холодной Казанской художественной школы революционный 1917-й год: «толстые каменные стены промерзли насквозь, а холод внутри был непереносимым… Мы рисовали и писали в пальто, варежках и валенках…» - звучат вспоминания о создании «Портрета мадемуазель Жирмо» художником Николаем Фешиным.
Художник Николай Фешин. Начало ХХ в., фотография.
Этот, как справедливо говорят сегодня, «один из самых стильных и, если не сказать декадентских образов роковой женщины» в творчестве Николая Фешина (1881-1955) стал символом стремительно сгинувшей изящной эпохи. На картине изображена соблазнительная девушка в шикарном наряде, воплощение «Прекрасной эпохи». Её платье пепельного цвета дополнено кокетливо завязанной на подбородке разноцветным бантом шляпкой. Сидя вполоборота и сосредоточившись на своих тонких изысканных пальцах, она ухаживает за своими ногтями. Героиня портрета не обращает внимание на зрителей: она, конечно же, знает, что на нее смотрят, но сознательно игнорирует это, будучи поглощена своим самым важным на свете занятием.
Николай Фешин (1881-1955). «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». 1917, х., м. (фрагмент).
«Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» является кульминаций творчества Фешина того периода. Этот бесспорный шедевр представляет собой квинтэссенцию таланта и техники художника. Как и время его создания, когда история России изменилась радикальным образом, этот портрет является важной вехой в жизни и творчестве художника. Используя мастихин и широкие выразительные мазки, Фешин создал роскошный, бархатистый интерьер в сдержанной, но богатой цветовой гамме с оттенками черного, красного и коричневого. Фигура девушки окутана лучами света, играющими на медном чайном сервизе и фруктах позади героини. Кобальтово-синие, золотые и зеленые цветовые акценты придают композиции дополнительный блеск. Роскошь данного полотна резко контрастирует с реалиями того времени: будто игнорируя обстановку в революционной стране, мадемуазель Жирмо целиком занята собственным комфортом. Но кто она? О ней известно немного, разве что была она одной из учениц Казанской художественной школы. В 1917-ом году...
Н. И. Фешин, «Портрет В.И.Ленина», 1918 г.
«У нас в это время красок для живописи уже не было, мы их делали сами кустарным способом при помощи толстого стекла и курантов. Терли из красочного порошка с подсолнечным, часто плохо очищенным маслом. Складывали в промасленные бумажные тюбики. Конечно, такие краски оставляли желать лучшего. ... Фешин же мечтал о красках совершенного качества. Помню, как мы, студенты, рассматривали портрет Жирмо, написанный Фешиным, какие краски он употреблял в том или другом месте. Особенно мы отмечали розовый краплак, введенный в форму рта. Очевидно, Николай Иванович накладывал его искуснейшей лессировкой по сырому нижнему слою. Он любил широкие, плоские кисти и действовал ими виртуозно, с легкостью фокусника. Выпуклые части лица и обнаженного тела очаровывали перламутровым блеском тонких нюансов. Глаза на портрете Жирмо живут, а губы вот-вот раскроются и зазвучит речь!» - вспоминала ученица Казанской художественной школы Вера Смиренская (1898).
Ученица и покровительница художника Надежда Михайловна Сапожникова (1877—1942).
В город Казань её уроженец Николай Фешин вернулся из Петербурга 1908 году (заведующий Казанской художественной школы Г. А. Медведев пригласил художника на должность преподавателя с полным окладом и казённой мастерской). Новая должность не помешала Николаю окончить Императорскую Академию художеств с наградой, которая давала возможность совершить заграничную поездку (постановление о присуждении ему звания художника вышло 30 октября 1909 года). Весной 1910 года Фешин впервые покинул Россию, посетив Берлин, Мюнхен, Верону, Венецию, Милан, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Вену, Париж. В поездке художника сопровождала его ученица и покровительница Надежда Михайловна Сапожникова (1877—1942), художница-любитель из казанской купеческой династии.
Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковой в её мастерской. 1916 год. Частный архив, Санкт-Петербург.
Иначе говоря, 1909 года Фешин не только открыл для себя большой мир, но и сам открылся ему: за картину, показанную в рамках одной из выставок в Мюнхене художник был удостоен золотой медали, а в ходе последующих выставок в Европе и США Фешин знакомится с американским коллекционером Уильямом Стиммелем (1864-1930), ставшим его ангелом-хранителем, без чьего содействия выезд художника из Советской России в 1923 году и признание в США вряд ли бы состоялись.
Николай Фешин с супругой Александрой и дочерью Ией. 1924 г., Нью-Йорк.
В «казанские годы» Фешин нашел свой собственный уникальный стиль, сочетающий в себе элементы реализма, импрессионизма и экспрессионизма. Да, в революционные годы в России художник считал за счастье продать свою работу за миллионы рублей, которые были эквивалентны тогдашним 50 американским долларам. Но теперь... К числу выдающихся произведений "казанского" периода относятся: «Портрет Надежды Сапожниковой» 1908 года (Sotheby’s, Лондон, 28 ноября 2017 года, продан за £3 млн 650 тыс. 900; «Дама в розовом (Портрет Н. Подбельской)» 1912 года, купленный Стиммелем и хранящийся в Музее искусств Фрай в Сиэтле; «Портрет мадемуазель Подбельской» 1912 года (Christie’s, Лондон, ноябрь 2012 года, продан за £2 млн 57 тыс. 250). Однако вершиной, кульминацией «казанскиз лет» многие называют именно картину «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо», до сегодняшних дней остававшуюся в собственности семьи художника.
Ия Фешина (дочь художника) с дочерью Никоэлой на перезахоронении праха Николая Фешина на Арском кладбище Казани. 1976 год.
Впервые с момента своего создания эта картина предлагается на продажу. Аукционный дом Christie’s объявил, что она станет топ-лотом лондонских торгов «Шедевры русского искусства» 25 ноября 2019 года (эстимейт £2–3 млн).
Надрг. Надгробие на могиле Н.И. Фешина в Казани.
Предаукционный показ ожидается в Москве: 8–10 ноября и в Нью-Йорке с 23 октября, а в Лондоне 22–24 ноября 2019 года.
К.С., Москва (текст)
Аукционный дом Christie’s, архив Прииска (иллюстрации).
На иллюстрации: Николай Фешин (1881-1955) «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо». 1917 год холст, масло, 71,8 x 67,3. Эстимейт Christie’s €2,4–3,5 млн (Собственность из собрания семьи художника).