Широкой общественности эстонский живописец Эвальд Окас (1915-2011 гг.) известен как Народный художник СССР, Герой социалистического труда, дважды академик (АХ СССР и Флорентийская академия искусств), короче говоря, как титулованный мэтр социалистического реализма. Но прежде всего Окас был художником, ироничным и мудрым человеком, буквально до последнего дня своей жизни умевший по-настоящему удивляться и удивлять.
С 11 марта по 12 апреля в Таллинском доме искусств проходит масштабная выставка «Неизвестный Эвальд Окас», составленная и оформленная сыном художника, архитектором Юри Окасом (1950 г.). Действительно, кому как не сыну представить отца с доселе неведомой большинству стороны? В экспозиции, сопровождаемой биографическим видео 2009 г., представлены графические, живописные и дизайнерские работы Э.Окаса первого десятилетия нового века, открывающие художника весьма с неожиданной стороны.
Мощный эротический драйв, живая ирония и острый юмор поздних рисунков и малоформатной живописи Э.Окаса наполняют залы главной выставочной площадки эстонской столицы удивительной энергетикой. Яркие лаконичные работы мастера точно радуга над водопадом. Образы античных мифов перемежаются то ли моментальными зарисовками движений обнаженной натуры, то ли вырвавшимися на бумагу воспоминаниями.
Однако, безусловным стержнем выставки являются свыше двух десятков расписных (или как принято говорить, тюнингованных) стульев и табуретов из советского прошлого. Пышнотелые девы, скалящиеся хищники, герои Гомера – все они превращают предметы незатейливого советского быта в актуальные арт-объекты. Карнавальное пересечение взаимоисключающих смыслов – утилитарного и сказочного – предельно наглядно выражает почти кафкианский накал позднесоветской эпохи.
Традиционная для экспозиций Таллинского дома искусств книга отзывов полна восторженных откликов. «Неожиданно, очень неожиданно, - поделился своими впечатлениями явно ошеломленный увиденным молодой таллинский художник Максим Симченко. – Очень весомо. Можно будет потом вспоминать…» Выставка «Неизвестный Эвальд Окас» это, пожалуй, не просто удача её организаторов, это и прощальная улыбка мудреца, адресованная нам, зрителям нового тысячелетия.
Олег Серебряков,
Прибалтийский корреспондент The Art Newspaper Russia для проекта Прииск.
На иллюстрации: Э.Окас. Инсталляция. Табуреты и стулья (2000-е гг.)
P.S. Картинки с выставки: