В ночь с 15 по 16 июля 2018 г. в Нукусском музее (Узбекистан) в результате поломки вентиля системы пожаротушения вода серьезно повредила полотно классика русского авангарда Александра Шевченко (1883-1948) «Баба с вёдрами». В Музее работает прокурорская комиссия, общественность пристально следит за развитием событий, а по социальным сетям расходятся волны тревоги.
«Дважды я ездил в Нукус, посмотреть Музей. И оба раза меня не оставляло ощущение небывалой хрупкости этого чуда.» - Пишет на своей странице в фейсбуке израильтянин Michael Knizhnik, делясь постом узбекского активиста Мурата Сарсенова о плохих новостях из Каракалпакского Музея имени И.В. Савицкого: это уже третий известный нам случай за год, когда погибает экспонат музея. Сначала была порвана картина Карахана "Ночной намаз". Она тоже не подлежит восстановлению. «…история очень мутная. Как вообще можно было допустить такое - тоже не знаю, - замечает Сарсенов. - Следом из экспозиции убрали знаковую скульптуру "Аму-Дарья" скульптора Жулдазбека Куттымуратова. За ней не следили, и она просто сгнила. Теперь вот Щевченко».
Каракалпакский Музей имени И.В. Савицкого.
Сарсенов увязывает эти трагические истории с увольнением в 2015 году бессменного директора Мариники Бабаназаровой. Сейчас музей возглавляет Гульбахор Изентаева, чья связь с искусством, по оценке Сарсенова, исчерпывается тем, что она является сестрой директора Ташкентского Дома Фотографии. За 30 с лишним лет директорства Мариники Маратовны, экспонаты не утрачивали. Джае из-за проблем с отоплением, когда вся коллекция оказалась под угрозой, Бабаназарова добилась, чтобы Нукусский аэропорт стал отапливать здание музея прибором, который используется в авиации.
Проблема, конечно, не в персоналиях, не в проржавевшем вентиле, а в проржавевшей системе, подчеркивают в региональной прессе. За неделю до потопа в Нукусском музее ташкентский художник Бобур Исмаилов опубликовал в фейсбуке удручающий рассказ о Государственном музее искусств Узбекистана (ГМИИ Узбекистана и Нукусский музей – главные музейные хранилища Узбекистана, представляющие наиболее ценные собрания искусства региона. – А. П.). Там в условиях невероятной жары и сухости рассыхаются сотни полотен. Температурный режим, по свидетельству художника, полностью вышел из-под контроля, а влажностный режим поддерживается за счет ... тазиков с водой, красующихся под картинами. Узбекистанским музеям средства, которые тратятся на пропаганду зарубежных коллекций, остро нужны, и без них спасти узбекские коллекции будет невозможно.
Картина А.Шевченко "Баба с ведрами" в экспозиции Нукусского музея. 2017 год.
«Как интересно, - пишет один из комментаторов под сообщением Michael Knizhnik’а. - Поразительно, что система пожаротушения залила водой именно самую дорогую картину музея, причем именно так, что она не подлежит восстановлению. Это прямо мистика какая-то. Не удивлюсь, если подобная мистика - выборочная именно в отношении самых ценных экспонатов музея будет продолжаться и далее…» В свою очередь заметим, полотно Шевченко "На окраине города" было продано в 2012 году почти за $700 тыс., а «Баба с вёдрами», по ряду мнений, была бы оценена сегодняшним арт-рынком как минимум в два раза выше. Однако вероятность того, что нынешний переполох лишь прикрытие для изъятия и дальнейшей перепродажи шедевра, по мнению специалистов, крайне мала.
Кстати, 24 июля состоится последнее заседание Общества Друзей Каракалпакского Музея имени И.В. Савицкого, ожидается, что будет официально объявлено о его ликвидации. Общество, в состав которого преимущественно входят неравнодушные к истории музея и его уникальной коллекции иностранцы, было организовано в 1997 году. В его активе большое количество совместных с музеем проектов. Но в последние три года, с момента увольнения Бабаназаровой, оно не может достучаться ни до Минкульта, ни до руководства музея.
А. Полоков (текст).
Архив Прииска, Обсерватория Alerte Héritage (иллюстрации).
На иллюстрации: Александр Шевченко, "Баба с ведрами" (1914 Холст, масло, 123х100 см, Полотно приобретено И.В.Савицким для Нукусского музея у Т.А.Шевченко в 1971 году).